Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Художник Владимир Никитин

28.03.2022

Владимир Никитин
Владимир Никитин

 

 

Он из поколения шестидесятников, из тех, кто унаследовал чистоту и суровую правду своих предшественников и учителей, всё его творчество пронизано этой правдой жизни, которую он наблюдал вокруг.

Знакомство с работами Владимира Никитина — это знакомство с преемственностью тех традиций русской живописной школы, которые он впитал вместе с духовностью, любовью к людям и ко всему тому, что его окружает и волнует.

Детство художника пришлось на военные годы. Живя в деревне Маринино, что на древней Тверской земле, он впитал в себя любовь к земле, к добру, к корням предков. Это и стало основой творчества Владимира Никитина на протяжении всей его художнической жизни.

Во многих картинах художника — щемящая грусть. Мы видим умирающую русскую деревню, уходящий в прошлое русский Север с беззащитными стариками и старухами, о которых некому позаботиться. Всё это стало его болью душевной, которая не отпускает художника, не даёт отвлекаться на мишуру и суету.

В манере русского реализма, замешанного на ассоциациях и жизненной правде, Никитин по-своему отдаёт долги всем, кто в наше трудное время нуждается в поддержке, помощи и памяти. Он пишет картины-монологи, не даёт нам забыть о тех проблемах, которые присутствуют в жизни. Ведь нет ничего страшнее забвения и безразличия!

А помогает ему в этом живопись мастеров русской школы, таких как М. Нестеров, П. Корин, А. Дейнека, и художников, близких по времени: В. Попкова, И. Обросова. Низкий им всем поклон.

 

В. Никитин «Старая палатка». 1969 г., картон, масло, 70x90 см
В. Никитин «Старая палатка». 1969 г., картон, масло, 70x90 см

 

Творчество В. Никитина построено на ассоциативных образах (деревья, птицы, скворечник, колодец). Какая-то, казалось бы, незначительная деталь вдруг приобретает смысловую нагрузку, помогающую раскрытию темы, усиливая эмоциональный настрой той или другой работы.

И всё это — природа, люди, птицы — живёт рядом, в полной гармонии и единстве с правдой жизни, которая и является первоосновой его творческого существования.

Да, его работы призывают думать, анализировать даже не искусство, а реальную жизнь. Признайтесь, много ли теперь найдётся художников, которым это по плечу?

 

В. Никитин « Загорск». 1969 г., холст, масло, 90х 100 см
В. Никитин « Загорск». 1969 г., холст, масло, 90х 100 см

 

По окончании Строгановки в 1967 году Никитин был оставлен на преподавательской работе. Он занимается ей и по сей день, обучает студентов, пройдя путь от преподавателя до профессора. И тем, что им наработано, — своими идеями и секретами ремесла - он охотно делится с нынешними строгановцами, помогает им найти себя в жизни и в творчестве.

Не изменяя своей главной теме, Владимир Никитин много и успешно трудился в монументальном искусстве. Работа над ризницей Загорского музея, над мемориалом погибшим работникам издательства «Известия», над  Домом советской науки и культуры в Кабуле и многими другими проектами отняла немало времени и сил. Помимо того, Никитин проиллюстрировал более 50 книг, выпушенных издательствами «Советский писатель», «Советская Россия», «Известия»...

Всё это говорит о широте интересов и возможностях этого художника. И тем не менее, он остаётся верен главному своему предназначению — нести своим искусством правду о жизни тем, кто любит свою Родину, кто неравнодушен к проблемам России, у кого болит душа за то, что происходит вокруг нас...

 

Журнал «Studio Д' Антураж» № 11-12, 2009 г.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..