Стили и жанры
|
Художник Владимир Никитин28.03.2022
Он из поколения шестидесятников, из тех, кто унаследовал чистоту и суровую правду своих предшественников и учителей, всё его творчество пронизано этой правдой жизни, которую он наблюдал вокруг. Знакомство с работами Владимира Никитина — это знакомство с преемственностью тех традиций русской живописной школы, которые он впитал вместе с духовностью, любовью к людям и ко всему тому, что его окружает и волнует. Детство художника пришлось на военные годы. Живя в деревне Маринино, что на древней Тверской земле, он впитал в себя любовь к земле, к добру, к корням предков. Это и стало основой творчества Владимира Никитина на протяжении всей его художнической жизни. Во многих картинах художника — щемящая грусть. Мы видим умирающую русскую деревню, уходящий в прошлое русский Север с беззащитными стариками и старухами, о которых некому позаботиться. Всё это стало его болью душевной, которая не отпускает художника, не даёт отвлекаться на мишуру и суету. В манере русского реализма, замешанного на ассоциациях и жизненной правде, Никитин по-своему отдаёт долги всем, кто в наше трудное время нуждается в поддержке, помощи и памяти. Он пишет картины-монологи, не даёт нам забыть о тех проблемах, которые присутствуют в жизни. Ведь нет ничего страшнее забвения и безразличия! А помогает ему в этом живопись мастеров русской школы, таких как М. Нестеров, П. Корин, А. Дейнека, и художников, близких по времени: В. Попкова, И. Обросова. Низкий им всем поклон.
Творчество В. Никитина построено на ассоциативных образах (деревья, птицы, скворечник, колодец). Какая-то, казалось бы, незначительная деталь вдруг приобретает смысловую нагрузку, помогающую раскрытию темы, усиливая эмоциональный настрой той или другой работы. И всё это — природа, люди, птицы — живёт рядом, в полной гармонии и единстве с правдой жизни, которая и является первоосновой его творческого существования. Да, его работы призывают думать, анализировать даже не искусство, а реальную жизнь. Признайтесь, много ли теперь найдётся художников, которым это по плечу?
По окончании Строгановки в 1967 году Никитин был оставлен на преподавательской работе. Он занимается ей и по сей день, обучает студентов, пройдя путь от преподавателя до профессора. И тем, что им наработано, — своими идеями и секретами ремесла - он охотно делится с нынешними строгановцами, помогает им найти себя в жизни и в творчестве. Не изменяя своей главной теме, Владимир Никитин много и успешно трудился в монументальном искусстве. Работа над ризницей Загорского музея, над мемориалом погибшим работникам издательства «Известия», над Домом советской науки и культуры в Кабуле и многими другими проектами отняла немало времени и сил. Помимо того, Никитин проиллюстрировал более 50 книг, выпушенных издательствами «Советский писатель», «Советская Россия», «Известия»... Всё это говорит о широте интересов и возможностях этого художника. И тем не менее, он остаётся верен главному своему предназначению — нести своим искусством правду о жизни тем, кто любит свою Родину, кто неравнодушен к проблемам России, у кого болит душа за то, что происходит вокруг нас...
Журнал «Studio Д' Антураж» № 11-12, 2009 г. |