Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Художник Михаил Суздальцев

22.05.2009

В довоенное десятилетие и в послевоенные годы в Московском Государственном художественном институте им. В. И. Сурикова, возглавляемом вдохновенным и любимым молодежью руководителем Сергеем Васильевичем Герасимовым, вырастало новое поколение молодых, интересных живописцев. Большой художник С. В. Герасимов оказывал несомненное влияние не только на своих непосредственных учеников, но и на тех, которые не кончали института по его мастерской.

К ним принадлежит и живописец Михаил Аркадьевич Суздальцев, защитивший диплом в 1948 году, и учившийся у П. Покаржевского, А. Осмеркина, Г. Шегаля. Персональная выставка произведений его путешествует ныне по волжским городам и является отчетом более чем за четверть столетия напряженной творческой деятельности. На ней представлены картины М. Суздальцева, начиная с дипломной до новых работ 1974—1975 годов, и, как каждая персональная выставка, она дает возможность установить главные тенденции в его искусстве, проследить эволюцию, узнать   те жизненные пристрастия,   которые питали и вдохновляли его художественный дар. Это родная земля, люди, отдающие ей свой труд, заводы, созданные их руками на этой земле, красота народного зодчества, величие и скромная лирика русской природы, открытие потаенной ее сущности, настроения и переживания, рождаемые ею в человеке. Восходы и закаты солнца, летние грозы, сосредоточенность сумерек, легкая радость весенней распускающейся зелени, задумчивые осенние краски лесов и полей — вся та многообразная природная и бытовая среда, в которой протекает человеческое существование, — близки художнику и нашли отражение в его живописи.

Отсюда эпические черты его многофигурных картин и композиционных портретов, красочные жанровые сцены на селе и в деревенском быту, завершенность пейзажей, включаемых в понятие картины. В орбите его творчества — русские темы и использование приемов тональной, пространственно-световой живописи, меткие образные характеристики современников, стремление к раскрытию прекрасного и светлого как продолжение хороших и прочных традиций русской школы живописи. Ведь и родился художник в 1917 году в древнейшем русском городке Судогде на Владимирщине.

В творчество его входит и психологически сложная задача портрета, и сюжетный пейзаж, и натюрморт и в первую очередь, конечно, станковая картина. Следуя главной линии своего призвания — русской живописной школе — М. Суздальцев умеет видеть мир в его широких аспектах.

С первой же своей картине — дипломной работы — «А. М. Горький и Я. М. Свердлов на Волге» (1948) — художник понял свое призвание. Станковая картина, продуманные портретные характеристики и глубоко связанный с внутренним миром человека пейзаж станут основными темами его творчества. Он любит в картине повествовательность, детальное раскрытие замысла, хотя без излишней выписанности или натуралистичности. Картина «Навстречу жизни» (1953) в сущности портрет А. М. Горького, дерзновенно шагающего навстречу раскрывающейся перед ним необъятной жизненной шири. Она написана в светлой, пленерной живописи, неоднократно показывалась на выставках и широко известна по репродукциям. В русле композиционных задач художника и картина «В луга, за Волгу» (1957), пожалуй, наиболее близкая к традициям живописи С.Герасимова. Мужчины и женщины, написанные в горячем свете солнца, отправляются на лодках в заволжские луга, на сенокос. Солнечный свет и переливы речной глади в этой светоносной картине так же необходимы здесь, как и сами люди. С первой же своей встречи с волжскими просторами М. Суздальцев становится певцом и глашатаем волжских мотивов. Неисчислимы его натурные этюды и созданные на основе их картины, посвященные великой русской реке.

Художник рассказывает, что тема картины у него возникает сначала как замысел, несколько отвлеченный, постепенно складывается в его воображении и наполняется убеждающей правдой всего происходящего тогда, когда художник обращается к натуре, долженствующей войти в эту картину. Может быть, в силу такого метода с доверием к истинности воспринимаем мы его произведения. Волжский пейзаж и человек, органически в него вписанный, в картине «Речные просторы» (1967), где тонко подмечены художником дрожащие солнечные блики на мелкой волне; босая девушка, стоящая на прибрежном песке, устремила взгляд в волжскую даль.

Волжане и волжанки — то с их стариковской мудрой серьезностью, то молодежь с ее беспечной удалью — таковы люди, наполняющие картины М. Суздальцева, нераздельные с самой рекой. Не без насмешливого юмора написана пестро-веселая сцена со множеством персонажей в ярких одеждах, рассаженных в многочисленных лодках и лихо снующие по воде «Саратовские гондольеры» (1968).

Особая тема — «На новой Волге» (1963) волнует художника. Старик и мальчик любуются на богатство новых судов, заполняющих реку — великолепные белые пароходы, летящие ракеты, тяжелые и по-своему красивые самоходные баржи. Новая техника и природа выступают в таких композициях в гармонии. Такова и «Волга» (1967), написанная в районе города Горького, и серебристый «Ветреный день», красноречивая композиция «Вольский цемент» (1967). В Ульяновске, в Казани, в Волгограде, на Сормовских судоверфях, на Куйбышевской ГЭС, на причалах Балакова, в Астрахани побывал со своим этюдником М. Суздальцев. Он полюбил от всего сердца буйный волжский ледоход, и тишь приволжских вечеров, и сизо-серебристую волну в ветренные дни, и глубокое, едва приметное дыхание речной успокоенной глади. Но он не отделяет волжский пейзаж от образа человека.

Портреты М. Суздальцева стоят как бы на границе жанров — станковой картины и портрета. Типична для такого понятия портрета - картины композиция «Солнечный день» (I960). Лыжница на лесной поляне — портрет жены художника 3. Н. Суздальцевой. Мотив природы — зимнего яркого дня — помогает раскрытию замысла портрета, подчеркивает жизнерадостность молодой женщины на лыжной прогулке. Типичен портрет юной девушки, названной «Рябинка» (1973). С раздумьем и проникновенностью написан «Мужской портрет» (1970), в нем выразительны лицо, взгляд, необычная поза. Трогателен портрет матери художника (1975). В портрете девочки, названной «Юность» (1972), художник увидел застенчивость, тревожное любопытство по отношению к окружающему миру.

Всегда заинтересованный в психологии человека, в его жизненной судьбе, в бытовых повседневных его делах, М. Суздальцев любит изображать массовые бытовые сцены — базары, ярмарки, колхозные будни. Свежи по колориту этюды, перешедшие затем в картины «У мельницы. Карбулак» (1964), «Зимой в базарном Карбулаке» (1974), «Базар в Хвалынске» (1960). Увлекали художника улицы и архитектура Самарканда, написанные в годы Отечественной войны в эвакуации института. В тонкости цветовых и световых нюансов чувствуется влияние живописи С. Герасимова.

В 1975 году М. Суздальцев приехал работать в зимний Аштарак (Армения). Он остался верен своим художественным методам, но живопись его стала более   плотной, более материальной,   объемно-пространственной, композиционно более уверенной. Таковы картины «Старый мост», «Ослик», «Площадь в Аштараке». Художник чувствует и национальный колорит места, где он работает, и особое содержание пейзажа. Для него пейзаж всегда сюжетен. Одна из новых удачных картин «Зимняя регата (На Черном море)», особенно светлая и напряженная по колориту.

Выставка широко открывает творчество М. Суздальцева как художника пейзажа и не только Волги, которой отдано много вдохновенных часов, дней, лет, но и типичной русской природы на Оке. Вблизи музея Поленова написаны в 1974 году осени, весны — «Рассвет на Оке», «Бегущие облака», «Осень на Оке», «Весна в Поленове», — говорящие о зрелости мастерства художника, присущих его работам искренности, свежести, чуткости в понимании родной природы. Красива написанная в зеленой, сложной гамме картина «Гроза и табун» (1974).

Пейзажи русской архитектуры — Суздаля, Ростова Великого, Борисоглеба, Макарьева — дороги нам проникновенным изображением архитектурных памятников, великих свидетелей героической истории русского народа.

Показанные на выставке произведения Михаила Суздальцева разных лет несомненно найдут отклик в восприятии зрителей. Его мировоззрение близко народному, свои сюжеты он черпает в действительности на самой близкой ему земле Родины, в природе Средней России, где он встречает мужественных, открытых, волевых людей. Его работы — не повторение пройденных путей: сохраняя главное и нерушимое — чувство Родины, он заявляет о себе как о художнике современного художественного мышления. Искусство его лишено трагических конфликтов, но ведь у каждого свой голос, своя песня, а именно этого мы ждем от каждого художника, от каждой выставки.

К. Кравченко

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..