Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Скульптор Иван Першудчев

28.05.2009

Иван Гаврилович Першудчев, заслуженный художник РСФСР — один из тех скульпторов, чьи произведения вошли в золотой фонд советского искусства. Созданные им галерея скульптурных портретов героев Великой Отечественной войны, памятники, увековечивающие воинские подвиги, широко известны и в нашей стране, и за рубежом. В них ощущается чувство глубокой любви к простому советскому человеку, умение увидеть в нем и ярко отобразить необыкновенное и героическое, которое часто скрывается за скромностью и казалось бы, обыкновенностью. Зная уже многие годы этого талантливого человека, наблюдая за его творчеством и в боевой обстановке минувшей войны, и в мирные дни, я не раз примечал какую-то особенную, удивительную сопричастность художника к жизни тех людей, которых он изображал. Вероятно многое здесь объясняет биография Ивана Гавриловича.

Родом из города Каменское (ныне Днепродзержинск), сын потомственного рабочего-металлурга, он начал увлекаться лепкой еще подростком. Учился в Днепропетровском художественном училище, а затем во Всероссийской Академии художеств у В. В. Богатырева и М. Г. Манизера,

Война застала его за работой по скульптурному оформлению вокзала Саранска. Добровольцем он ушел в армию и рядовым воевал на подступах к Москве под Малоярославцем и Нарофоминском. Затем, после излечения в госпитале, еще будучи солдатом, работает как скульптор в действующих частях Советской Армии. В 1943 году на Воронежском фронте выполняет первый портрет — командира авиационного   полка   штурмовиков   Героя Советского Союза П. Ф. Сыченко. Тогда же у него родилась идея создания галереи скульптурных портретов героев воины. Пожалуй среди самых удачных стал в этой галерее и портрет сержанта М. Борисова, истребившего на Курской дуге семь фашистских «тигров». На первый взгляд лицо бойца ничем не было примечательно, но скульптор увидел в волевых складках губ, в открытом и решительном взгляде яркое проявление мужественного характера. «Это были поистине чудо-богатыри, - записал в те дни в своем дневнике Першудчев, — простые, сердечные, мирные люди, порой неказистые на вид, к тому же скромные, часто совсем молодые. Памяти жизни-подвига рядового советского человека, солдата мира, я и посвятил свой труд военного художника, скульптора-солдата».

К 1944 году относятся очень живые, выразительные портреты генералов С. А. Ковпака и А. Ф. Федорова, М. Е. Катукова, санинструктора Марии Щербаченко, лейтенантов десантника В. С. Чергина и командира разведвзвода Любы Карцевой. Весной 1945 года были созданы бюсты бесстрашных летчиков-истребителей трижды Героя Советского Союза А. И. Покрышкина и дважды Героя Советского Союза Д. Б. Глинки; Героев Советского Союза Аркадия Федорова и Андрея Труда.

Хрестоматийное значение приобрели созданные скульптором образы советских воинов, водрузивших знамя Победы над рейхстагом — сержантов М. А. Егорова, М. В. Кантария, а также участника штурма рейхстага майора А. В. Соколовского. Все они как будто выхвачены автором из боя. Помятые гимнастерки со следами длительных походов кажутся запыленными и пропитанными потом. Складки их и в бронзе свободны и по-своему красивы. Некоторая незавершенность аксессуаров, передающая трепет самой жизни, усиливает впечатление от портретов героев, занимающих неизменно почетное место на многих всесоюзных выставках.

В работах Першудчева нет внешней, броской эффектности. Композиционно они строятся очень просто, но в этой простоте перед зрителем встает высокая красота жизненной правды. Идивидуальность характера человека передается в них точными и лаконичными средства ми, без излишней детализации.

И всякий раз, прежде чем взяться за резец, Иван Гаврилович в многочисленных рисунках, сделанных сангиной, пером или углем, упорно ищет самое выразительное,

самое типичное, что позволяет ему выполнить «сверхзадачу» искусства, передать внутренний духовный  мир человека.

В послевоенные годы творчество И. Г. Першудчева поднимается на новую ступень. В памятниках и монументах он достигает широких и художественно-ярких обобщений. Хотелось бы особенно выделить среди наиболее значительных работ — мемориалы и Вене и Берлине (в парке Шенхольцер Хайде, район Панков), памятники В. И. Ленину, Ф. Э. Дзержинскому в Днепродзержинске, Г. И. Котовскому в Кишиневе (выполнен в содружестве с другими авторами).

Для Першудчева характерна творческая многранность. Наряду с работой над скульптурными портретами и памятниками он проявил себя и как мастер монументально-декоративной пластики. Достаточно назвать сквозной рельеф — ограду въезда на плотину Днепродзержипской ГЭС: скульптуры органически вошедшие в архитектурные ансамбли санаториев в Гагре и Цхалтубо, памятник-музей в честь освобождения Киева в селе Новые Петровцы.

Как и многие наши мастера, Иван Гаврилович постоянно и очень тесно связан с жизнью и трудом своих земляков. Вот почему прежде всего именно в Днепродзержинске он выступает с творческим отчетом-выставкой, украшает родной город, работая совместно с местными умельцами — заводскими литейщиками.

В последнее время художник продолжает работу над галереей скульптурных портретов героев войны и труда — днепродзержинцев и, выезжая в погранотряды создает ряд интересных портретов героев-пограничников.

Во многих городах нашей страны и за рубежом были показаны персональные выставки мастера. Все они прошли с большим успехом, в печати появились статьи с высокой оценкой творчества Першудчева.

На выставках скульптор ведет большую военно-патриотическую работу со зрителями и всегда его рассказы о своих любимых героях-патриотах Родины, об их подвигах оставляют большое впечатление.

Скульптор И. Г. Першудчев — беспокойный в своем творчестве, постоянно ищущий художник. По своей натуре он лирик. Поэтому героико-патриотическая тема обретает в его творчестве нередко поэтическое звучание.

Е. Востоков,

заслуженный деятель искусств РСФСР

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..