Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Московский живописец Григорий Цейтлин

07.06.2009

Ниже вниманию читателей представлена статья советского искусствоведа Дагмары Папикян о первой персональной выставке московского художника Г.Цейтлина. Современному читателю, вероятно, неизвестно, что купить картину частному лицу непосредственно с выставки, либо прямо у художника в советское время было нельзя - это было категорически запрещено. Все закупки производились исключительно организациями, и только через Художественный фонд.

 

Первая персональная выставка московского живописца Григория Цейтлина не является в полном смысле ретроспективной: картины, представленные на ней, разного периода, но больше всего полотен, написанных в последнее время. В экспозицию не включены произведения, которые находятся в собраниях многих музеев Советского Союза. Тем не менее, выставка дает представление о творчестве этого интересного мастера портрета, натюрморта и пейзажа.

Мастерская Григория Цейтлина находится на Масловке. Много-много написанных картин, стоящих у стен и на антресолях, так что с трудом пробираешься к свободному месту у мольберта. Ничего лишнего, отвлекающего, только самое необходимое для работы — несколько стульев, стол, кресло, в двух шкафах любимые книги по искусству. Приветливый и скромный хозяин с добрыми лучистыми глазами. Невысокий, подтянутый, он всегда с улыбкой встречает гостей, которые любят поговорить с ним об искусстве, посмотреть последние картины, спросить совета. Огромная работоспособность, желание всегда помочь людям сочетаются в нем с высокой взыскательностью и бескомпромиссностью в вопросах искусства.

Судьба не баловала Г. Цейтлина. Только упорство, настойчивость и огромное желание писать картины помогли ему стать художником. В десять лет мальчик потерял отца, и семья переехала из Белоруссии, где родился Григорий, в Одессу. Первый учитель — Ю. Р. Бершадский, ученик И. Е. Репина — пробудил у него любовь к искусству на всю жизнь. В 1932 году окончен Одесский художественный институт. В эти годы молодой художник преподает сначала в Москве, затем в Одессе во Дворце пионеров, где были созданы все условия для развития ребят. Одновременно Г. Цейтлин много сил и времени отдает творческой работе.

Впервые пейзаж молодого живописца был показан на выставке в 1938 году. В 1939 году на Всесоюзной художественной выставке в Третьяковской галерее представлены уже две работы: пейзаж и портрет «Эрна». Но требовательный художник решает совершенствовать свое мастерство и в 1940 году поступает учиться в Московский художественный институт по повышению квалификации художников, где преподавали И. Э. Грабарь, В. Н. Бакшеев, Л. Ю. Крамаренко. Летом студенты проходили практику на Истре. Писала этюды, мечтали о будущем. Война разрушила планы художников. В первый же день войны ушел добровольцем Григорий Цейтлин. На фронте, в сорок втором году, он стал коммунистом. Художник гражданин с честью выполнил свой долг в час испытаний, пройдя с боями путь от Москвы до Берлина.

Вернулся с фронта в Москву и в этом же году вступил в Московский Союз художников, показав пятнадцать случайно уцелевших работ. Приняли сразу. Одна из этих работ «Натюрморт с дичью» представлена на выставке. С этого времени Г. Цейтлин — участник всех художественных выставок как московских, так и всесоюзных.

Цейтлина интересует все, что его окружает, и поэтому он не замыкает себя в одном жанре. Но больше всего любит художник писать портреты. На его живописных полотнах люди самых разных возрастов и профессий. Каждый образ художник наполняет свойственным ему самому миром доброжелательности. И поэтому его модели всегда симпатичны и привлекательны. Работая всегда с натуры, художник никогда не ограничивается передачей только внешнего сходства, для него это не самоцель, хотя сходство всегда есть. Каждый портрет — целый сложный мир. Много картин создано художником, но среди них не найти двух похожих. Портреты Г. Цейтлина не несут черт парадности и официальности, они скорее камерны и интимны. Удивительная теплота и внимание к людям являются тем ключом, который позволяет глубоко раскрыть характер человека, его душевное богатство.

По композиционному решению портреты Г. Цейтлина внешне просты, но эта кажущаяся простота — результат большого мастерства художника. Главное средство выразительности полотен — цвет, играющий активную роль. Г. Цейтлин хороший рисовальщик. Его рисунок точен и крепок. Но именно цвет помогает добиться достоверности, организовать холст, раскрыть красоту человека. Цвет — это музыка живописи. Его живопись построена на сближенных тональностях, в ней нет внешнего эффекта.

Чаще всего Цейтлин пишет портреты в течение многих сеансов, совершенствует их, усложняет цвет. С большой теплотой и любовью создает художник женские образы. Особенно ему удаются образы женщин-тружениц. Задумчивость и поэтичность в образах «Валентины Говорушкиной» и «Девушки с косой». Собранность, подтянутость, энергичность в портретах «Секретаря комсомольской организации Валентины Ивановой», «Героя Социалистического Труда Соколовой». Молодость и красота в портретах «Ольги Кольцовой», «Медсестры Гали», «Молодой колхозницы». Величественная, немного загадочная, уже немолодая, но обаятельная женщина на портрете «Народный художник РСФСР А. А. Котухина».

Кого бы ни писал художник, его модели всегда отмечены душевной мягкостью и благородством и какой-то особой, только ему присущей нежностью.

Г. Цейтлин совершает много творческих поездок по Советскому Союзу. Он писал в Североморске, на острове Даманском, на Дальнем Востоке, на юге в Горячем Ключе, в Паланге и других местах. Среди работ этого времени много портретов мужественных защитников нашей Родины. Это люди сильные, крепкие, с лицами, привыкшими к стуже и ветру, полные достоинства, спокойные, уверенные.

Значительное место в творчестве художника занимают портреты представителей интеллигенции: художников, артистов, врачей.

Григорий Цейтлин один из ведущих портретистов Москвы.

Другая грань творчества Г. Цейтлина — натюрморты. Они всегда интересно решены по композиции, цвету, оригинальности замысла. Одни скупы и лаконичны, другие же кажутся сотканными из всех цветов радуги. Художник пишет фрукты, овощи, цветы, мир вещей, который его окружает в жизни. «Натюрморт с ветчиной» небольшой по размеру, но каждый предмет в нем приобретает значительность, материальность и весомость благодаря точному рисунку, тщательности проработки формы, устойчивости композиции. Скромные анютины глазки в простом глиняном кувшине смотрятся как изысканно красивый букет. В натюрмортах Г. Цейтлина привлекает не столько материальная сущность вещей, сколько цветовая гармония, которая строится на тонкой тональной разработке.

Г. Цейтлин любит русскую природу, величавые старинные города, красоту лесов и деревень. Пейзажи, написанные на Оке, в Переславле Залесском, в Прибалтике, поэтические и одухотворенные.

Жизнеутверждающее искусство Г. Цейтлина продолжает традиции русской и советской реалистической школы живописи. Из года в год совершенствуется мастерство художника, его творчество с годами набирает силу и глубину. Этому доброму человеку дано большое счастье быть нужным людям.

Рано утром Григорий Цейтлин спешит в мастерскую, нетерпеливо ожидая встречи со своими полотнами, которым он посвятил жизнь.

 

Дагмара Папикян

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..