Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Живопись Василия Нечитайло

08.06.2009

Московский институт изобразительного искусства был создан в 1936 году. С него, собственно, и началась советская живопись. Виднейшие художники того времени во главе с И. Э. Грабарем занялись формированием его учебно-творческих мастерских. Среди них были — С. В. Герасимов, Б. В. Иогансон, Г. Г. Ряжский и другие.

Ядро мастерской С. В. Герасимова составили выпускники Московского среднего художественного училища памяти 1905 года — в большинстве своем ученики Н. П. Крымова (к которым принадлежал, кстати, и я).

Фундаментом русской живописной школы, какой она сформировалась к описываемому времени, был метод так называемой «постановки глаза» на цветовые отношения, существующие в натуре, — в пределах общего тона, и умение перевести их на язык красок и перевести в пейзаж или натюрморт. Подчеркиваю, именно перевести, ибо рассуждения о копировании действительности не имеют под собой никакого основания, так как оно просто невозможно по своей природе. Иначе картина, пейзаж или натюрморт получатся фальшивыми. Этим и занимался с нами Н. П. Крымов, и многие из нас усвоили его советы достаточно совершенно. Каково же было наше удивление, когда никому пока не известный Василий Нечитайло, приехавший из далекой Кубанской станицы Пашковской, что под Краснодаром, не только владел всеми «секретами» даже лучших из нас, а в чем-то и превосходил. Превосходил мощью колорита, органическим сплавом формы и цвета. А ведь он вряд ли слышал (в чем я был тогда уверен) имя Н. П. Крымова, не говоря уже о его системе. Оказалось, что глаз у Василия был поставлен от природы, как голос у Шаляпина. Теперь-то я знаю, что в этом нет ничего сверхъестественного (хотя встречается редко), но тогда для меня, например, такое казалось чудом. Живопись Василия Нечитайло, его картины, пейзаж и натюрморт поражали.

Поражала целеустремленность Василия... Не надо думать, что Нечитайло представлял собой единственный феномен. Среди моих товарищей по факультету не было недостатка в ярких индивидуальностях. Их было целое созвездие, но одной из ярчайших звезд стал Василий Нечитайло. Не могу не упомянуть его картину «Цыганочка», удивительную по своей поэтической силе и ставшую для многих поколений своего рода легендой. Живопись этого художника поразительна!

Несколько слов о Нечитайло-рисовальщике. Сказать, что он рисовал много —  значит ничего не сказать. Приведу лишь свидетельство великолепного художника и многоопытного наставника, недавно ушедшего из жизни, Н. X. Максимова: «Из молодых настоящих рисовальщиков я знаю лишь двух. Один из них Вася Нечитайло. Он рисует так же свободно, как поет птица».

Нечитайло очень много компоновал. Постоянной темой его живописи, темой жизни было казачество, его история, люди родной Кубани. Да и что тут удивительного? Сам он родом из Задонья, всеми корнями был связан с Кубанью. И не случайно свою будущую дипломную картину художник хотел посвятить герою гражданской войны на Кубани И. А. Кочубею. Моя дипломная картина была посвящена тому же лицу, только в другом плане. И вот мы сговорились с ним назавтра ехать на вокзал за билетами до Краснодара. Это завтра было памятное всем воскресенье 22 июня 1941 года.

Д. Домогацкий

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..