Стили и жанры
|
Живописец Василий Нечитайло12.06.2009
В последнее время мне часто попадается объявление "куплю картину В.Нечитайло". Этим, собственнно, и объясняется такое обилие материалов об этом художнике на нашем сайте. Однако в интернете его работы встречаются редко. На нашем сайте купить картины В.Нечитайло тоже нельзя. Вниманию читателя представляется статья об этом замечательном художнике, принадлежащая перу другого мэтра советской живописи Юрия Кугача, который был лично хорошо знаком с Василием Кирилловичем Нечитайло и в молодости вместе с ним учился в Суриковском институте. Продажа картин через интернет Юрия Кугача встречается довольно часто.
А.Гремитских
В своих картинах художник Василий Кириллович Нечитайло всегда правдив и искренен. Какую бы тему он ни брал — работа или отдых, праздник или будни, все у него просто и жизненно скомпоновано, широко и красиво написано. Через все творчество Василия Кирилловича красной нитью проходит историко-революционная тема. Еще учась в институте, он написал несколько картин, посвященных казакам — красным партизанам. А в дальнейшем среди картин такого рода выделяются две большие капитальные картины: «За Советскую власть» и «Красные партизаны»—последняя стала лебединой песней замечательного художника. В них очень выразителен и правдив типаж, характеры— живые, яркие, и вместе с тем нет никаких навязчивых преувеличений, все просто и ясно. Общий колорит целен, органичен и точно выражает внутренний психологический строй картин, особенно в последней, где солнечный луч, скользнувший у горизонта по верхушкам холмов, подчеркивает свежесть раннего утра и вызывает тревожно щемящее, поэтическое чувство. Василий Кириллович всегда держал в своем сердце светлый образ Ленина, восхищался его жизнью и деятельностью. Оканчивая институт, он написал дипломную картину, где изобразил делегацию казаков в кабинете у В. И. Ленина. Впоследствии, уже будучи крупным мастером, он еще раз вернулся к этой теме и написал группу молодых казаков, разговаривающих с В.И.Лениным на Красной площади. Картина одновременно и торжественна и проста. Чистый, звонкий колорит и сильная энергичная живопись создают бодрое настроение у зрителя. Благодаря искренности художника, его мастерству веришь в происходящее. Эта картина — одна из лучших, посвященных В. И. Ленину, а сам образ — несомненная удача в советской живописи. В творчестве Василия Кирилловича одно из важнейших мест занимает пейзаж, натюрморт и портрет. Он не писал обличительных портретов, не писал отрицательных персонажей, он рисовал тех, кто был ему симпатичен, кто ему нравился, кого он уважал и любил. Одновременно работая над картинами и выполняя этюды к ним, он писал массу интересных для него людей и многие из этих этюдов невольно превращались в быстро исполненные портреты. Он писал и портреты в рост, и любые другие, и на пленэре, и в помещении, и, как подлинный мастер в этом жанре, каждый раз размер, формат и композицию решал в зависимости от задач, которые ставил перед собой. Например, «Любочка почтальон», сверкающая солнцем и милой девичьей улыбкой, написана в рост и на вольном воздухе, а портрет Н. М. Чернышева, сидящего в задумчивой позе с тростью в руке, — в помещении, и исполнен он в строгой, сдержанной гамме. С.А.Чуйков, посмотрев на него, вздохнул и сказал: «Да, старик в путь собирается». Этими словами он очень точно выразил глубокий смысл этого портрета. Василием Кирилловичем создано много портретов — деятелей культуры, художников, писателей, артистов, рабочих и колхозников. Все они очень разные по характеру исполнения, но всем свойственно одно — островыраженная характеристика портретируемого и ясность живописного решения. Есть поэтичные портреты, а есть острохарактерные, почти гротески. Говоря о портретах Василия Кирилловича, особо хочется отметить один из последних. Это трагический по своему строю портрет художника Г. Прокопинского, написанный незадолго перед кончиной последнего. Портрет великолепен во всех отношениях. Колорит его органичен и суров. Скользящий сбоку свет, оставляя лицо в полутени, как бы говорит о прошедшей жизни, взгляд, обращенный в самого себя и как бы оценивающий эту жизнь, потуплен и задумчив. Руки, некогда деятельные, мягко, безвольно опущены. Этот портрет по глубине психологического решения поднимается до рембрандтовской высоты и относится к лучшим достижениям советской живописи. Дарование Василия Кирилловича очень гармонично, он был истинным колористом и вместе с тем превосходным рисовальщиком. Еще в институте его рисунки являлись примером для всех. Превосходно чувствуя материал, специфику угля и графитного карандаша, он создавал тонкие, высокохудожественные работы. И тональные рисунки, и легкие быстрые наброски одинаково хорошо ему удавались. Но это все было результатом непрерывного, подвижнического труда, буквально с утра до ночи. Постоянно, в течение всей своей жизни, Василий Кириллович много рисовал. Он выработал свои приемы работы, но как бы ни были разными его рисунки, им присуща одна общая черта — они живописны. Даже в самых скупых по средствам исполнения набросках, почти линейных, всегда чувствуется цвет и среда. Это рисунки живописца. В заключение хочется сказать, что Василий Кириллович жил жизнью истинного художника. Все было подчинено творчеству, широта и доброта его натуры не мешали ему четко организовать свою работу. Он был очень музыкален, и здесь особенно проявлялся поэтический строй его души. Но главным в его жизни было искусство и каждодневный труд. Как ограненный алмаз становится сверкающим бриллиантом, так и талант, отшлифованный страстным трудом, становится тем чудом, что восхищает нас и зовет к лучшему и светлому. Василий Кириллович всей своей жизнью художника, творца и труженика, любившего людей, доказал справедливость этого. Его живопись, добрая и светлая, вливается родниковым свежим ручьем в полноводную реку нашего родного русского советского искусства. Юрий Кугач |