Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Московский живописец Виктор Цыплаков

25.06.2009

На нашем сайте, к сожалению, нельзя купить картину этого замечательного московского художника, внесшего значительный вклад в советскую живопись. Виктор Цыплаков закончил Суриковский институт, и потом всю жизнь поддерживал тесные дружеские отношения с такими московскими художниками, картины которых опубликованы на нашем сайте, как Энвер Ишмаметов, Клавдия Тутеволь и Владимир Гремитских. На нашем сайте, в разделе "Архивные фотографии художников", есть фото 1930-х годов, где эти художники запечатлены вместе в бытность еще студентами Суриковского института. Впоследствии В.Цыплаков преподавал в этом институте и воспитал целую плеяду замечательных советских художников.

А.Гремитских

 

 

Судьба художника порой складывается так, что слава приходит к нему с первых творческих шагов. Нечто подобное случилось с В. Г. Цыплаковым. Его незаурядный путь в искусстве начался с прекрасной дипломной картины «В. И. Чапаев», написанной в 1942 году в Самарканде, куда был эвакуирован Московский художественный институт. Время было тяжелое. Грозная опасность нависла над Родиной, а страна заботилась и думала о своем будущем, стремясь сберечь талантливую молодежь. И хотя условия, в которых находились студенты-дипломники, мало благоприятствовали творчеству, сама напряженная атмосфера того времени побуждала работать с предельной отдачей, трудности лишь еще категоричнее требовали внутренней собранности, мобилизации всех душевных сил. Без этого был бы невозможен высокий подъем, пережитый молодыми художниками в годы войны, когда их творческая деятельность наполнилась особым гражданским смыслом. Недаром Цыплаков воплощает в своей дипломной картине образ героя гражданской войны В. И. Чапаева, видя в нем исторический пример несокрушимости русского народа, черты народного характера, которые помогли выстоять и победить. В картине поражает сверкающий, весь напоенный солнцем и воздухом весенний день. Отряд Чапаева готовится продолжить свой поход. Василий Иванович вышел из дома, собираясь сесть на коня, но тут его остановили крестьяне. Он и изображен художником горячо и вдохновенно обращающимся к окружившим его людям. Общий эмоциональный настрой полотна ясно дает почувствовать, что наступила победная весна. Это многофигурное полотно ознаменовало рождение подлинного художника, свидетельствуя не только об идейной зрелости, но и свободном владении Цыплаковым всеми секретами профессионального мастерства, что под силу только большому таланту.

Картина стала заметным явлением советского искусства, не потерявшим своего значения и сейчас. И успех этот был отнюдь не случайным, ибо В. Г. Цыплаков состоялся как художник еще в институте. Он сознательно, с глубокой внутренней убежденностью ступил на многотрудную стезю художественного творчества. Я лишний раз убедился в этом в 1985 году на юбилее Виктора Григорьевича. Свое семидесятилетие он отмечал на фоне небольшой выставки, составленной преимущественно из ранних его картин. Эти картины наглядно продемонстрировали, как учился он мыслить и чувствовать самостоятельно, прокладывая свой путь в искусстве, быстро овладевал живописным мастерством, умением передавать на полотне целостное и яркое жизненное впечатление. Вспоминая сейчас, как рано пришла творческая зрелость к Цыплакову, невольно понимаешь, как недооцениваем мы теперь мужание раннего возраста, как долго считают у нас молодыми художниками вполне зрелых мастеров. А ведь сама история отечественного искусства красноречиво свидетельствует об обратном: совсем молодыми   блестяще  раскрылись, заявив о себе в полный голос, О. Кипренский, К. Брюллов, Ф. Васильев И. Репин, В. Суриков, В. Серов и многие, многие другие. Дальнейшее плодотворное развитие советской живописи невозможно представить себе без интенсивного притока способной, талантливой, думающей молодежи, которой у нас немало. Нужно только внимательно отнестись к ней, помочь выявить те новые и ценные качества, которые способны обогатить наше искусство.

Казалось, что после столь блистательного диплома Цыплакову трудно будет сохранить этот уровень в последующем творчестве, тем более взявшись за близкие и дорогие всем нам образы и темы «Ленин, народ революция». Невероятно сложно было молодому живописцу сказать здесь что-то новое, свое. Но искренняя увлеченность темой помогла из бежать штампа и внешней красивости, а огромный эмоциональный накал и вдохновение, с каким писались полотна, способствовали убеди тельному раскрытию пафоса Октябрьской революции.

В картине «В. И. Ленин» Цыплаков трактует образ вождя в нерасторжимом единстве с народом. Почти физически ощущаешь, как несокрушимая энергия, исходящая от Ленина, заряжает мощным чувством своей силы и правоты людей, устремляющихся к цели, указанной вождем Не меньшей удачей можно считать и вторую большую картину из ле- нинского цикла «В. И. Ленин с крестьянами». Иное сюжетное осмысление темы позволяет в другом аспекте раскрыть нерасторжимую духовную связь вождя с народом. Близость Ленина к народу, подлинно народный характер Советской власти передаются художником через изображение сердечной, доверительной беседы Ильича с крестьянами. В том как внимательно слушает их Ленин, видятся его человеческая простоте и скромность, безграничная любовь к людям и удивительное понимание их нужд. Картина на редкость правдива и лирична.

Сразу же была замечена при появлении на выставке и картин; «А. М. Горький на Волге», в которой Цыплаков поднялся до широкой художественного обобщения. Перед нами предстает не просто жаировый портрет, а символический образ Буревестника, певца надвигающейся революции.

Привлекла всеобщее внимание и картина «После трудового дня» (1954) Она проста по сюжету. Жаркий летний день клонится к вечеру, большая часть неба затянута тяжелыми свинцовыми тучами. Надвигается гроза. На берегу реки, уставшие от напряженной страдной работы жары и пыли, расположились молодые женщины, решившие освежиться в прохладной воде. Смотришь на картину и проникаешься поэтическим ощущением драгоценности наших будней, чувством радости и восхищения гармонией.

Душевная щедрость, острая наблюдательность, высокое профессиональное мастерство нашли свое выражение в многочисленных пейзажах художника. Пейзажная живопись — органическая часть творчества Цыплакова, неотделимая от его отношения к жизни, от его тематических картин и портретов. Выбранный мотив всегда становится художественным образом, а не просто выхваченным куском пейзажа. Лирические интонации сочетаются с цельностью и широтой восприятия. Деталь у него — это часть целого, играющая роль выразительного акцента. Можно еще много говорить о пейзажной живописи Цыплакова, о ее насыщенности воздухом и светом, о сгармонированности цвета, о постиженпи пространства... Но эти слова не исчерпают содержания его пейзажей, не объяснят их воздействия на зрителя, ибо в основе их лежит безграничная любовь художника к родной земле. Природа никогда не существовала для Цыплакова независимо от человека. И хотя внешних примет современности в его пейзажах немного, ясно одно: изображенный пейзаж есть тот дом, где живет и трудится советский человек. Человек и природа — эти две темы всегда были ведущими и взаимосвязанными в искусстве Цыплакова. Отсюда естествен большой интерес художника к портрету, хотя в сравнении с пейзажем он занимает более скромное место в его творчестве. Портрет притягателен для Цыплакова потому, что в нем можно запечатлеть не только конкретную личность, но и образ века, образ своего времени. Его портреты жизненно правдивы, похожи на оригинал, остры по композиции и большей частью наполнены внутренним оптимизмом.

Автопортрет — еще один аспект творческих интересов Цыплакова. Автопортрет становится его биографией, развертывающейся во времени, в которой он рассказывает нам от первого лица о своем творчестве, душевных переживаниях, о месте художника в жизни, его взаимоотношениях с окружающим миром. Причем момент этот носит в разные годы разный характер: это исповедь, декларация, насмешливое утверждение, спокойное повествование, но всегда в нем есть некий результат самооценки, самопознания.

В произведениях В. Г. Цыплакова всегда остро ощущаются стремление служить идеалам, воплощенным в классическом искусстве, поэтическая щедрость. Все это и придает его работам ту ценность, которая свойственна произведениям подлинного искусства.

Б. С. УГАРОВ,

президент Академии художеств СССР, народный художник СССР

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..