Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Живописец Виктор Цыплаков

21.07.2009

В первые послевоенные годы, несмотря на все трудности, культурная жизнь страны ни на минуту не прекращалась. Свидетельством того были многочисленные выставки, премьеры театров, концерты. К постижению высот искусства стремились многие молодые люди, пришедшие с фронтов Великой Отечественной войны. Мне посчастливилось учиться в это время в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова. На нашем третьем курсе в 1948—1949 годах живопись вел Виктор Григорьевич Цыплаков. Помню, что у всех нас был в это время какой-то особенный душевный подъем, работалось яростно. Мы, студенты и профессорско-преподавательский состав института, были как одна семья. Молодой, богатырского сложения преподаватель живописи Виктор Григорьевич был скорее нашим старшим товарищем, многие из нас звали его просто Виктор. Однако добрые товарищеские отношения между нами не мешали молодому наставнику регулярно устраивать серьезные, критические разборы картин своих воспитанников. К его немудреным, но очень дельным советам студенты внимательно прислушивались. Порой, видя вялое, беспомощное топтание у мольбертов кого-либо из нас, Виктор Григорьевич не выдерживал и сам брался за кисть. В какие-то считанные минуты порядком замусоленная работа студента неожиданно преображалась. В руках подлинного мастера обыкновенные охры, умбры, кость жженая приобретали удивительное звучание. Такие показательные уроки запоминались на всю жизнь. Мы верили Виктору Григорьевичу, видя в нем подлинный талант, высокое профессиональное мастерство, доброжелательное отношение к своим младшим художникам. Мы хорошо знали дипломную картину Цыплакова «В. И. Чапаев», в которой виделось что-то свежее, сильное. И сейчас эта картина поражает своей зрелостью. Каждая новая картина В. Г. Цыплакова, появлявшаяся на выставках, была событием. Помнится, как восторгались его «Автопортретом», написанным легко, свободно. Смелое композиционное решение, таинственный вечерний свет на молодых телах в картине «После трудового дня» привлекли многочисленных поклонников таланта художника. «А. М. Горький на Волге» и другие творения говорили о том, что в советское искусство пришел большой мастер, которому по плечу самые сложные творческие задачи.

В. Г. Цыплаков, как говорится, прирожденный «картинщик». И этот дар в полной мере раскрылся в полотнах на историко-революционную тему. Если бы Цыплаков создал всего лишь одну картину «В. И. Ленин», то и тогда бы он занял самое почетное место в советском искусстве. Масштабная по замыслу, отличающаяся высоким профессиональным мастерством, эта картина овеяна романтикой революции. Картина «В. И. Ленин с крестьянами» переносит зрителя в русское село, где на фоне удивительного зимнего пейзажа происходит встреча Ленина с крестьянами. Здесь образ вождя на первый взгляд решается по-житейски просто. Но, глубже всматриваясь в весь облик Ленина, зритель видит личность особенную, хорошо знающую душу народную, личность, отдавшую себя без остатка служению великим идеалам революции. В. Г. Цыплаков — мастер разносторонний. Им создано немалое число великолепных портретов. Особенно люблю его портрет-картину «Давай закурим». Сколько в изображенном немолодом уже человеке доброты, мудрости. Нелегкую жизнь, видно, он прожил, но сохранил и человеческое достоинство, и свежесть ума. Эта картина чем-то сродни героям повестей В. Белова, В. Астафьева.

Особая сторона дарования В. Г. Цыплакова — преданнейшая любовь мастера к российскому пейзажу. И в этом жанре создано немало прекрасных произведений. Неповторимые цыплаковские «зимки», такие мягкие, пушистые, с легким морозцем, очаровывают своей поэтичностью. Его осенние мотивы сродни есенинской поэзии. Кстати, к образу замечательного поэта художник обращался неоднократно.

В. Г. Цыплаков — яркий представитель русской советской школы живописи, для которого традиции А. Иванова, Репина, Сурикова, Врубеля, Коровина, Пластова, С. Герасимова, Иогансона священны. Но это не значит, что он слепо следует своим великим предшественникам. У него свое неповторимое лицо с ярко выраженной, именно цыплаковской живописью, где краски каким-то чудодейственным способом гармонично спаяны между собой и как бы соподчинены идее и воле мастера.

Совестливой и честной натуре художника было чуждо все фальшивое, показное. Он был стоек и крепок в своих убеждениях, доказывая преданность принципам реализма делом, своим неустанным трудом. Подлинная красота — она вся в правде. Эти крылатые репинские слова как нельзя точно определяют эстетические, творческие взгляды Виктора Григорьевича Цыплакова, для которого жизнь народа с его славной историей, его судьбой, его устремленностью в день завтрашний, природа русской земли были источником вдохновения.

 

С. П. ТКАЧЕВ,

председатель правления Союза художников РСФСР,

народный художник СССР

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..