Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Графика А. П. Холмогорова

15.08.2009

В выставочном зале Союза художников Удмуртской АССР с успехом прошла выставка работ А.П. Холмогорова. Известный в основном как живописец, он предстал на сей раз незаурядным мастером рисунка, умеющим создавать запоминающиеся характеры, яркие образы. В графике Холмогорова легко узнаются излюбленные сюжеты его картин: крестьянки в национальных костюмах, устало сложившие на коленях натруженные руки, сталевары в минуту короткой передышки, дети.

Многие из экспонировавшихся работ — результат недавней творческой  командировки в колхоз «Искра» Мало-Пургинского района, где Холмогоров вместе с молодыми ижевскими художниками В. Веретенниковым и С. Михайловым на фермах и в полях выполнил целую серию работ. А вскоре  колхозники  увидели выставку-отчет, и, как сообщил в своем письме местный житель С. И. Филимонов, выставка эта была высоко оценена тружениками села. Особо запомнились портреты колхозного экономиста Раи и школьной технички Зои — образы мягкие, нежные, окрашенные настроением легкой грусти. С самых первых лет работы в Удмуртии Холмогоров воспевает красоту женщины-удмуртки, в труде и материнстве осознавшей свое человеческое достоинство. Эта тема убедительно развивается им и в графике.

Давняя дружба связывает художника с тружениками Ижевского металлургического завода — старейшего предприятия города. Персональная выставка произведений Холмогорова, включившая серию графических и живописных работ, посвященных металлургам, экспонировалась в свое время прямо на заводе. На ней выделялись экспрессивные, выразительные портреты сталевара, депутата Верховного Совета СССР А. А. Саламатова и его подручного В. Г. Стерхова, в которых художник убедительно показывает душевное обаяние своих волевых, энергичных героев. Круг портретируемых Холмогоровым довольно широк.

Графика его свободна, артистична. Плавно текущие линии, очерчивая фигуры, выявляют красоту их форм. Большинство листов монохромны, лишь иногда художник пользуется цветными карандашами.

Значение выставки не только в том, что она раскрыла малоизвестную грань творчества ведущего художника республики, но и в том, что она дала местным молодым авторам пример бережного отношения к основе основ изобразительного искусства — рисунку. Показателен уже сам факт организации данной экспозиции — первой в Удмуртии выставки карандашного рисунка.

 

Е. Шумилов

Журнал «Художник» № 10 1979 г.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..