Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

АВТОБИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА ВЛАДИМИРА ПЕРЕЯСЛАВЦА

24.01.2010

Своего отца Ивана Митрофановича не помню. Воспитывала меня мать, Вера Аполлоновна, по профессии медицинская сестра. В 1930 году она умерла от туберкулеза легких в Краснодарской больнице. Занятия в школе были заброшены. Без сожаления покинул город. Мне было 12 лет. Я не чувствовал одиночества, так как у меня появились друзья с похожей судьбой. Вместе «изучали» чужие сады и виноградники, купались в Кубани, посещали Новороссийск, Анапу, Керчь, Ялту, Феодосию, болтались по пляжам Черного моря. Эти непродолжительные беспризорные путешествия по городам Кавказского и Крымского побережий научили многому. Голод нас не донимал. Базары — любимое место, где все «приобреталось» бесплатно. А были еще пристани и вокзалы, где можно было переночевать, а при удобном случае воспользоваться беспечностью шикарных ротозеев... Время летело быстро. Впоследствии, отделившись от группы, я появился в Москве, неожиданно решил ехать в Ленинград и на вокзале встретил краснодарского художника Николая Петровича Смолуна, который приостановил мое «путешествие». В то время он был председателем горкома художников, вызвался помочь мне, познакомил с Николаем Ивановичем Плехановым— художником, который жил в Андроньевском монастыре. Можно было иногда пожить у него, иногда у художника Амосова на Мясницкой, чаще же на вокзалах Москвы. Меня устроили в 85-ю школу Октябрьского района. Учеба не шла, зато были горячие бесплатные завтраки. Кончились скитания весной 1932 года в 1-м детском пионерском доме на Большой Грузинской. Я был доставлен после вторичной неудачной поездки в Ленинград — город, который меня безотчетно тянул.

С 1932 года считаю себя полноправным жителем Москвы. Принимал меня директор детского дома Владимир Хабаровский, затем его сменил Александр Савельев, а главным воспитателем был Иван Курансин. У нас были отличные шефы — рабочие завода «Тизприбор», где мы знакомились с производством. Руководители завода оборудовали в нашем доме мастерские. К нам приходили писатели — Мариэтта Шагинян, Новиков-Прибой, Серафимович, поэты — венгр Антал Гидаш, а еще раньше, до меня, Маяковский. Видели актеров — Мейерхольда, Охлопкова, Боголюбова, Свердлина, Ильинского. Они играли короткие сцены — отрывки из пьес «Лес», «Клоп», «Баня», «Мистерия Буфф». Все происходило в нашем доме в окружении детей в большом зале, где стоял рояль. Это было необыкновенное, захватывающее зрелище. Новиков-Прибой читал рукопись рассказа «Клочок шерсти». В 1933 году художники Петр Кончаловский и Павел Соколов-Скаля смотрели наши выставки-начинания картин. Мариэтта Шагинян выбрала для себя три мои акварельные картины и подарила за это три свои книги — стихи 1910—1912 годов, «Гидроцентраль» и «Месс-Менд» с надписью-пожеланием, чтобы я стал художником. Позже мне подарили книгу Никольского «Петр Кончаловский», где своей рукой художник написал: «Никогда не изменять искусству». Эти пожелания и наставления остались в памяти на всю жизнь. Теперь можно сказать, что это была хорошая школа воспитания.

Но посещали нас и неудачи. В 1934 году два моих товарища по детдому попали под трамвай и остались один без левой, другой без правой ноги, а я в том же году, в феврале, я попал в катастрофу на Трубной площади. Ехал за красками и кистями на Кузнецкий мост и влетел между двумя столкнувшимися трамваями, получил четырнадцать тяжелых переломов, был доставлен в институт имени Склифосовского. Об этой истории узнала семья Кончаловских от нашей воспитательницы Лилии Карастояновой. Знаменитый художник Петр Петрович принял все меры к моему спасению. Он сообщил о несчастии своему брату, профессору медицины Максиму Петровичу Кончаловскому, а тот упросил знаменитого хирурга Юдина заняться мною. Хирург своими чудодейственными руками сделал все необходимое. Ко мне в палату приходили Петр Петрович и Михаил Петрович Кончаловские, приносили лимоны, апельсины, а для укрепления морального духа — книгу «Жизнь Бенвенуто Челлини, написанная им самим». Этот необыкновенный человек и художник эпохи Возрождения отличался мужеством, необычайной смелостью, выносливостью, был превосходным скульптором, отчаянным драчуном, любил риск; враги заточили его в крепость, но он бежал, спрыгнув с огромной высоты, получил многочисленные переломы, но выжил, спасенный проезжающим крестьянином, спрятавшим героя в своей телеге. Я с наслаждением читал эту бодрую, жизнерадостную книгу. Она возрождала силу духа. Вскоре начал учиться рисовать левой рукой. Однажды в очередное посещение Петр Петрович сделал на большом листе бумаги превосходный анатомический рисунок скелета со всеми моими переломами и отдал его мне на память. Изучив этот рисунок наизусть, принялся изображать скелет в разных поворотах. Эти занятия рисунком шли на пользу и увлекали меня. Несколько раз прибегали друзья по детдому — Максим Юркин и Женька Крымов, бывала и Лилия Карастоянова. Она принесла мне записку от Николая Островского с пожеланием скорейшего выздоровления, а также подаренную им книгу «Как закалялась сталь», вышедшую в 1934 году. Через полгода мне разрешили встать на костыли, а еще через полгода, отшагнув от них, стал абсолютно здоров. Считалось, что трамвайная история не оставила и следа. В 1936 году, выйдя из дома в самостоятельную жизнь, принял окончательное решение стать художником. Осуществлению этой мечты была посвящена вся моя жизнь.

 

В. Переяславец

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..