Стили и жанры
|
Аркадий Александрович Пластов29.01.2010
«Ответственность за то, что мы делаем, что мы чувствуем, должна быть какой-то повышенной. Мы должны так подходить к своей работе не только потому, что такой момент, а и всегда мы должны подходить к вопросам искусства исступленно, страстно одержимые, потому что только великие дела рождают великие силы, а разве наше дело не великое? Ведь наш язык понятен всему человечеству. Ведь этим языком можно сказать всем и все, что есть хорошего в нашей жизни, о том движении, которое охватывает весь мир». А. А. Пластов. Выдающийся художник эпохи соцреализма - Аркадий Александрович Пластов родился 31(18) января 1893 года в д. Прислониха - бывшей Симбирской губернии (сегодня деревня относится к району Ульяновской области, Приволжский ФО), где он жил и работал, и с которой было связано все его творчество. В 1903 году он поступает в Симбирское духовное училище, окончив перед этим три класса школы. А в 1908 году в Симбирскую духовную семинарию, где он занимался рисованием у Д.И. Архангельского. Отец и дед художника были иконописцами, а также занимались церковной архитектурой. Именно на уроках рисования и выявились впервые его способности к художественному искусству. И, решив стать художником, в 1912—1914гг. А. А. Пластов начал учебу в императорском Строгановском центральном художественно-промышленном училище в Москве у Ф. Ф. Федоровского, впоследствии ставшим главным художником Большого театра. В 1914—1917 гг. — занимался на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества у С. М. Волнухина, а также осваивал художественные уроки у таких мастеров, как А. М. Васнецов; А. Е. Архипов; А. М. Корин; А. С. Степанов; Л. О. Пастернак. В 1924 году принимал участие в конкурсе на скульптурный проект памятника павшим в боях за Симбирск. Творчество Аркадия Пластова посвящено в основном крестьянской теме. В его живописи хорошо улавливается продолжение тематики С. В. Герасимова и П. П. Кончаловского. Одна из особенностей живописи Пластова является умение сохранить в его работах непосредственное впечатление от натуры, с которой он писал. «Есть правда этюдная, и есть правда этюда в картине», — говорил художник. «Правда этюда в картине» выражалась, в первую очередь, в искусстве мастера сохранить в своем законченном произведении настоящее, по-человечески доброе, собственное отношение к тому, что он выражал на холсте. Великая Октябрьская социалистическая революция началась, когда Пластов был на третьем курсе. Происходящие события стали невольно доминировать над учебой в тот период. Художнику пришлось вернуться в родное село. Аркадий Александрович был самым грамотным, поэтому беспрекословно был избран в сельсовет, в комитет бедноты, где он участвовал в организации помощи голодающим. Там он получил земельный надел и до 1925 года занимался земледелием, одновременно впрок заготавливая этюды, различные эскизы, мечтая о целом цикле картин о простой деревенской жизни. Но в 1931 году случился пожар, и все эти заготовки сгорели, но несчастье не смогло сломить художника, и, собравшись с духом, он все-таки нашел в себе силы и мало того - основательно занялся живописью. В 1927-1930 гг. Пластов посещал Москву, работая в различных издательствах. Он написал картины «Пугачев» (утрачена), создал иллюстрации к произведениям А.М. Горького, А.П. Чехова. В середине 1930-х гг. были готовы «первые» произведения Пластова Картины «Стадо» (1938), «Колхозный праздник (1938), «Купание коней» (1938). Они сразу сделали художника известным. В 1931-1934 он также работал над плакатами на сельскохозяйственные и военные темы. Рисовал портреты и композиции на темы крестьянской жизни гуашью и акварелью. С успехом были впервые показаны в Москве картины А.А. Пластова «Стрижка овец», «На сенокосе», «Колхозная конюшня». С 1935 года А.А. Пластов участвовал во всех значительных художественных выставках. Художнику не был близок повествовательный сюжет, часто встречающийся в советской живописи 1930—1950-х гг. Критики определяли жанр произведений Аркадия Пластова как «бессобытийный», на что ему иногда намекали и не разделяли с ним этого видения. Но разве может поддаваться какому-либо шаблону душа простого, но одновременно глубоко чувствующего, творческого человека, который именно благодаря своему неподдельному восприятию и создавал столь прекрасные картины, как и многие художники того времени. Ведь по определению красота природы в своей простоте и одновременно неповторимости, доброта и широта человеческой души не может играть на эпоху, что-то всегда остается неизменным и если меняется, то только во взглядах подверженным определенным влияниям и не совсем граничащим с истинным искусством. Но истинно народное признание пришло к А.А. Пластову в трагические годы Великой Отечественной войны. В Третьяковской галерее, на выставке «Великая отечественная Война» (1942г.) появилась его произведение - «Фашист пролетел». Оно считалось одним из самых впечатляющих среди произведений советских художников в тот период. Любой человек, который видел эту картину, испытывал чувство глубокого сострадания за гибель изображенного мальчика, за свою Родину, за свой народ, на долю которого выпала столь тяжелая судьба. Именно в такой форме художник хотел передать свою внутреннюю боль, хотел показать, насколько беспощадна и страшна война. Пластов добился подобного эффекта, изобразив погибшего мальчика, а вдали улетающий немецкий самолет, тем самым создается впечатление, что враг настолько беспощаден и жесток, что целенаправленно истреблял все живое на земле, в каждом ёё уголке. И, что скорбь по одному невинно убиенному ребенку, также велика, как и по потере десятков, сотен, тысяч русских людей во время войны. Именно здесь особенно передается ценность человеческой жизни, - когда она обрывается, толком еще не успев начаться. Увидев раз, эту картину невозможно вычеркнуть ее из памяти. В 1945 году Аркадий Александрович написал картину «Сенокос», которая олицетворяла несказанную радость людей, преодолевших тяжкие испытания войны, с гордостью за свою Родину и за свой народ. На этой картине изображены люди разных возрастов, но все они одинаково сильны, и пройдя тяжелые испытания войны, они сплочены совместным трудом как никогда. Также на этой картине передается необыкновенная красота русской природы и полевых цветов. Следующие произведения художника посвящены разносторонним аспектам жизни советской деревни. В картине «На колхозном току» (1949) Пластов передает ощущение радости от оживленного совместного труда. Солнечный свет и золотистое зерно придают картине особую торжественность. Эксперименты А.А. Пластова с игрой и сочетанием красок ясно видны и на картине «Ужин трактористов» (1951). Глядя на эту картину, невольно закрадывается ощущение единства, уюта и умиротворения. Поразительный эффект от мерцающего костра, а также сочетание трёх основных цветов от которых веет теплотой – это зелень травы, тона вспаханной и дышащей земли, а также белого молока и одежды девочки. Среди работ Пластова также невозможно не выделить картину «Весна» (1951). Естественная красота женского обнаженного тела в сочетании с душевным сюжетом, в котором молодая девушка около деревенской баньки заботливо и неторопливо, несмотря на мороз, укутывает в платок свою маленькую дочь. В этот момент идет ощущение какого-то сокровенного единения матери и ребенка, природы и непорочности. В дальнейшем Пластов написал множество картин, наполненных радостью отношения ко всему происходящему вокруг, таких как «Лето» (1958), «Полдень» (1961). Поразительной естественностью изображения натуры и привлекательной силой образов отличаются изображенные Пластовым портреты колхозников, колхозниц, деревенских детишек «Девушка с велосипедом» (1955—1956), «Девушка с граблями» (1957), «Ванюшка Репин» (1958) и др. Занимательны и иллюстрации Пластова к произведениям русских поэтов и прозаиков (рассказам Л.Н. Толстого «Холстомер» (1952–1954) и «Три смерти» (1953–1954), выполненные акварелью и гуашью). Они очень схожи по ощущениям художника в его основных картинах. В последние годы жизни Аркадий Александрович работал над картинами «Письмо» (Министерство культуры РСФСР), «Бабье лето» (Государственная Третьяковская галерея), «В лесу» (Ульяновский областной художественный музей), «Немец пролетел» - вариант картины «Фашист пролетел» (собрание семьи художника). В 1972 году 12 мая он умер в деревне Прислониха. В том же году ему посмертно была присвоена Государственная премия РСФСР им. И. Е. Репина за картины «Костёр в поле», «Из прошлого» и портреты современников. Аркадий Александрович Пластов большое внимание уделял долгу перед своим народом, оставляя место критике, только в том аспекте, что, по его мнению, она мешала ориентироваться простым людям в понимании повседневной жизни. Его главной целью было «разобраться в сумятице», о которой он говорит на своём выступлении на заседании Ленинградского отделения Союза художников СССР 19 апреля 1956 г. и понять «что хорошо, что плохо, чему радоваться, над чем плакать. Народ больше радовался ерунде, о которой сейчас и вспоминать стыдно, и радовался не потому, что поглупел народ, а потому, что мы всё сделали для того, чтобы он глупо, неуёмно воспринимал всякие усилия как-то обрадовать его, сделать его жизнь легче и мягче…». А. А. Пластову были присуждены звания: заслуженного деятеля искусств РСФСР действительного члена Академии художеств СССР, народного художника РСФСР, народного художника СССР. А. А. Пластов был награждён: медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг.», золотой медалью Министерства культуры СССР, дважды орденом Ленина, золотой медалью, присуждённой Индийским обществом в Калькутте, присуждена Ленинская премия за серию картин «Люди колхозной деревни». С 1957 Пластов избирался членом правления Союза художников СССР и Союза художников РСФСР.
Рената Ваганова |