Стили и жанры
|
Московский художник Владимир Ленивцев11.02.2010
Владимир Адрианович Ленивцев родился в Москве в 1927 году. Учился в Московской средней художественной школе, а затем в Московском художественном институте им. В.И.Сурикова, который окончил в 1952 году по мастерской профессора П. Д. Покаржевского. С 1957 года — член Союза художников СССР. В.А.Ленивцев много работает над картинами на современную и историко-революционную тему, над портретами современников.Неоднократный участник молодежных, московских, республиканских и всесоюзных выставок. Ряд картин В.А.Ленивцева находится в музеях страны. Когда приходишь на нашу очередную выставку (молодежную ли, весеннюю, республиканскую или всесоюзную), дух захватывает от невероятного разнообразия манер, почерков, стремлений художников. Часто просто теряешься, настолько контрастно непохожи бывают рядом висящие картины. И это угнетает. Глаза разбегаются, начинаешь думать: «И так можно, и это вроде ничего». Исчезает критерий оценки. И среди такого кричащего о себе разнообразия трудно бывает разглядеть неброские, но искренние и пронизанные душевным теплом картины. Вероятно, поэтому зритель мало знаком с произведениями Владимира Ленивцева, несмотря на то что он участник большого числа выставок. Правда, выставляет он одну-две картины, и они не лезут в глаза. Но в них есть одно качество, очень важное в искусстве живописи: чем больше смотришь, тем их дольше хочется смотреть. Это относится и к тому, что он изобразил, и к обработке живописной поверхности. Он не стремится к оригинальной манере — пластическая сторона живописи его затрагивает постольку, поскольку помогает как можно более непосредственно и свежо передать увиденное. Ленивцев считает, что быть непохожим на других, оригинальным можно только если ты предельно искренен. Тогда каждая новая картина не будет походить на предыдущую, как не похожи люди друг на друга. В искусстве много примеров, когда художник, найдя какое-то удачное пластическое решение в одной работе, потом превращает его в «манеру», заботясь главным образом о том, чтобы его узнавали. Им начинает двигать уже не непосредственность и искренность в передаче данного сюжета, а прием. Это чуждо Владимиру Ленивцеву во всех работах, будь то пейзаж, натюрморт или портрет - всюду художник верен себе. Все, что он делает - правдиво Может быть, это связано и с тем, что среди его портретов преобладают образы духовно близких ему людей. К Ленивцеву можно отнести фразу Эренбурга «верное сердцу и верность судьбе». Для него характерно лирическое восприятие жизни и природы, стремление к поэтическому раскрытию действительности путем передачи тонких оттенков света, настроения. Он любит неоднократно возвращаться к одному и тому же мотиву, изображать природу в переходных ее состояниях — весной и осенью, рассвете, когда появляется утренняя дымка, или перед заходом солнца, в сумерках. Вот пейзаж «Осенняя распутица» — типичная подмосковная глубокая осень — размокшая дорога и далекая полоска осеннего леса навевают грусть. Совершенно другое, скорее мажорное настроение зимнего дня чувствуется в городском пейзаже, где желтые, освещенные солнцем дома контрастируют с синим снегом и морозным инеем. В пейзаже «Половодье» художник передает пробуждение природы тонким сочетанием лиловой воды, бледного неба и еще голых деревьев в дымке весеннего влажного воздуха. Из серии крымских пейзажей Владимир Ленивцев выбрал картину раннего утра на море — розово-серебристый беper и черные лодки на фоне зеленоватой воды. Большое внимание художник уделяет портрету, он любит этот жанр. В портрете Ленивцев старается прежде всего передать характер человека, его индивидуальность. Вот «Девочка с яблоками»: солнечные пятна на лбу, на белой кофте и на земле, а на смуглом лице большие темные глаза, смотрящие открыто и чисто. Или «Наташка» - рыжеволосая девочка с синими глазами на фарфоровом личике сердито, а может, чуть испуганно смотрит на зрителя. В этом небольшом портрете, тонком по колориту рисунку, хорошо уловлен внутренний мир ребенка. Очень живой «Портрет старого большевика Зискина», в нем мастерски передано эмоциональное состояние человека. Портрет написан с большим внутренним чувством. Поэтичен портрет жены художника в голубом платье у окна. Вдумчив, сосредоточен, я бы сказал, величествен образ художника Журавлева. Автору удалось передать, чем живет этот человек. Владимир Ленивцев нашел свой путь в искусстве — путь правдивого лирического восприятия жизни и природы и поэтического раскрытия действительности. Именно честность, искренность отличают все его работы — композиционные картины, портреты, пейзажи, натюрморты, художник всюду верен себе. На мой взгляд, именно это самое трудное в искусстве — всегда быть естественным, оставаться самим собой. Заслуженный художник РСФСР Е.Симкин |