Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Московский художник Владимир Ленивцев

11.02.2010

Владимир Адрианович Ленивцев родился в Москве в 1927 году. Учился в Московской средней художественной школе, а затем в Московском художественном институте им. В.И.Сурикова, который окончил в 1952 году по мастер­ской профессора П. Д. Покаржевского. С 1957 года — член Союза художников СССР. В.А.Ленивцев много работает над картинами на современ­ную и историко-революционную тему, над портретами современников.Неоднократный участник   молодежных,   московских, рес­публиканских и всесоюзных выставок. Ряд картин В.А.Ленивцева находится в музеях страны. 

Когда приходишь на нашу очередную выставку (моло­дежную ли, весеннюю, республиканскую или всесоюзную), дух захватывает от невероятного разнообразия манер, почерков, стремлений художников. Часто просто теряешься, настолько контрастно непохожи бывают рядом висящие картины. И это угнетает. Глаза разбегаются, начинаешь ду­мать: «И так можно, и это вроде ничего». Исчезает кри­терий оценки. И среди такого кричащего о себе разнооб­разия трудно бывает разглядеть неброские, но искренние и пронизанные душевным теплом картины. Вероятно, поэто­му зритель мало знаком с произведениями Владимира Ленивцева, несмотря на то что он участник большого числа выставок. Правда, выставляет он одну-две картины, и они не лезут в глаза. Но в них есть одно качество, очень важ­ное в искусстве живописи: чем больше смотришь, тем их дольше хочется смотреть. Это относится и к тому, что он изобразил, и к обработке живописной поверхности. Он не стремится к оригинальной манере — пластическая сторона живописи его затрагивает постольку, поскольку помогает как можно более непосредственно и свежо передать уви­денное. Ленивцев считает, что быть непохожим на других, оригинальным можно только если ты предельно искренен. Тогда каждая новая картина не будет походить на пре­дыдущую, как не похожи люди друг на друга. В искусстве много примеров, когда художник, найдя ка­кое-то удачное пластическое решение в одной работе, по­том превращает его в «манеру», заботясь главным обра­зом о том, чтобы его узнавали. Им начинает двигать уже не непосредственность и искренность в передаче данного сюжета, а прием. Это чуждо  Владимиру   Ленивцеву во всех работах, будь то пейзаж, натюрморт   или   портрет - всюду художник верен себе. Все, что он делает - правдиво Может быть, это связано и с тем, что среди его портретов преобладают образы духовно близких ему людей. К Ленивцеву можно отнести фразу Эренбурга «верное сердцу и верность судьбе». Для него характерно лирическое восприятие жизни и природы, стремление к поэтическому раскрытию действительности путем передачи тонких оттенков света, настроения. Он любит неоднократно возвращаться к одному и тому же мотиву, изображать природу в переходных ее состояниях — весной и осенью, рассвете, когда появляется утренняя дымка, или перед заходом солнца, в сумерках. Вот пейзаж «Осенняя распутица» — типичная подмосковная глубокая осень — размокшая дорога и далекая полоска осеннего леса навевают грусть. Совершенно другое, скорее мажорное настроение зимнего дня   чувствуется   в   городском пейзаже, где желтые, освещенные солнцем дома контрастируют с синим снегом и морозным инеем. В пейзаже «Половодье» художник передает пробуждение природы тонким сочетанием лиловой воды, бледного неба и еще голых деревьев в дымке весеннего   влажного   воздуха. Из серии крымских пейзажей Владимир Ленивцев выбрал картину раннего утра на море — розово-серебристый беper и черные лодки на фоне зеленоватой воды. Большое внимание художник уделяет портрету, он любит этот жанр. В портрете Ленивцев старается прежде всего передать характер человека, его   индивидуальность. Вот «Девочка с яблоками»: солнечные пятна на лбу, на белой кофте и на земле, а на смуглом лице   большие   темные глаза, смотрящие  открыто   и  чисто. Или   «Наташка» - рыжеволосая девочка с синими глазами на фарфоровом личике сердито, а может, чуть испуганно смотрит на зрителя. В этом небольшом портрете, тонком по колориту рисунку, хорошо уловлен внутренний мир ребенка. Очень живой «Портрет старого большевика Зискина», в нем мастерски передано эмоциональное состояние человека. Портрет написан с большим внутренним чувством. Поэтичен портрет жены художника в голубом платье у окна. Вдумчив, сосредоточен, я бы сказал,   величествен   образ художника Журавлева. Автору уда­лось передать, чем живет этот человек. Владимир Ленивцев нашел свой путь в искусстве — путь правдивого лири­ческого восприятия жизни и природы и поэтического раскрытия действи­тельности. Именно честность, искрен­ность отличают все его работы — композиционные картины, портреты, пейзажи, натюрморты, художник всю­ду верен себе. На мой взгляд, имен­но это самое трудное в искусстве — всегда быть естественным, оставаться самим собой.

Заслуженный художник РСФСР Е.Симкин

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..