Стили и жанры
|
О КОЛЛЕКЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОЦРЕАЛИЗМА В ГАЛЕРЕЕ «РИДЖИНА»23.02.2010
В каталоге галереи «Риджина собраны материалы, на которые ориентировалась галерея "Риджина", обращаясь к реалистической теме. "Риджина рассматривает это искусство в ряду своих предшественников, искавших выход в реальность, стремившихся слиться с ней, обрести прозрачность пластического языка. Рассмотрение реализма под этим углом зрения дает повод галерее провести ревизию критического отношения к нему. Серия выставок в рамках Реалистического фестиваля должна способствовать прояснению и выявлению "категории прозрачности", являющейся существенной для русского искусства, согласно рабочей гипотезе "Риджины".В статье Л.Бредихиной дана точка зрения галереи "Риджина" на особенности традиции русского реалистического искусства.Отсутствие самостоятельного русского стиля в изобразительном искусстве автор объясняет апологией конкретного, "живого" факта, доминирующей над проблемами формы. В русской, логоцентрической традиции "правда жизни" выступает парадоксальным синонимом понятия "поэзия", что предельно заостряет проблему реального, актуализируя понятия "точка зрения", "версия", с одной стороны, и "почва", "русская идея", с другой.Проблема безусловной реальности, ускользающая от прямого взгляда художника, остается центральной, по мнению автора, и нерешенной проблемой русского искусства.Статья "Социалистический реализм: искусство мертвое или живое?" принадлежит перу В. Ванслова, известнейшего эстетика, действительного члена Российской Академии художеств. В ней дается ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. Утверждается, что "мертвым" в соцреализме "является все наносное, поверхностное и извращенное, все конъюнктурное, приспособленческое и угодническое". Но советским реалистическим искусством "были созданы настоящие художественные ценности", которые "являются живыми потому, что они способны радовать и восхищать людей и сегодня. А также потому, что они служат источником и традицией дальнейшего наиболее перспективного развития нашей художественной культуры."В статье К.Бохорова описан такой феномен художественной жизни начала 1990-х годов, как появление произведений советской реалистической школы в коллекции андеграунда и авангарда, которую собирают известные российские финансисты г-н В.Овчаренко и г-н М.Литвак. В статье подобный факт рассматривается как обнадеживающий симптом на фоне кризиса современного искусства.Выдающийся русский советский художник, действительный член Российской Академии художеств Гелий Коржев в интервью высказывается по поводу различных сторон современной художественной жизни. О русском реализме говорится как об искусстве, суть которого составляет поиск правды жизни. Западноевропейский художественный вкус, особенно 19-го века, оценивается очень невысоко. В интервью звучит призыв отказаться от абстрактных идей, вернуться с небес на землю, к проблемам живой действительности.
В заключении публикуется каталог коллекции Европейского Торгового Банка, работы из которой будут участвовать в Реалистическом фестивале в октябре-ноябре 1993 г. |