Стили и жанры
|
ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПОВОДУ НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В КОЛЛЕКЦИЮ ЕВРОПЕЙСКОГО ТОРГОВОГО БАНКА04.03.2010
В конце 1992 года Европейский Торговый Банк начал покупать для своей коллекции советское реалистическое искусство. В его стенах появились картины художников Г.Коржева, Вл.Серова, братьев Ткачевых, В.Прагера, А. Кривоногова и другие.Как расценивать такой поворот? Берусь предположить, что причиной тому было верное художественное чутье, благодаря которому за В.Овчаренко и М.Литваком прочно закрепилась репутация наиболее влиятельных собирателей современного искусства. Во-первых, на советских реалистических художников до сих пор валили вину за просчеты деятелей идеологического фронта. На самом деле были такие художники как Юрий Пименов, С.Герасимов, был Пластов и другие. Их искусство говорит само за себя и не видеть его выразительной силы было бы близоруко. Гораздо естественнее найти в реализме и красоту, и поэзию, и даже, если угодно, новое пространство для творческого поиска. Во-вторых, давайте посмотрим, как вписались реалистические картины в коллекцию Банка. Картины братьев Ткачевых висят рядом с Ю.Лейдерманом. Хотя первые видят в знании силу, а второй слово молекула пишет с двумя "м". Картины Б.Орлова висят между картинами А.Кривоногова и В.Прагера. Хотя те за коммунизм, а Орлов - против. Картина "Заготовка капусты" Ткачевых висит в кассе, где обменивают валюту, то есть сама является, по сути, объектом модернистской композиции. И так далее. При этом экспозиция, по крайней мере у меня, вызывает художественное удовлетворение. Работы, конечно, развешены конфликтно, "концептуально". Экспозиционера (О.Кулика да, наверно, и владельцев коллекции) можно упрекнуть за отсутствие беспристрастности, даже пресловутого профессионального подхода. Однако в мере, вкусе, художественном чутье нельзя отказать, а это важнее и действует сильнее, чем самая тонкая игра смыслами, намеками, контекстами или, наоборот, тактичное невнимание к ним. По-моему, развеску картин проводили все-таки исходя из соображений художественности, каких-то пластических принципов. Просто потому, что и авангард и социалистический реализм - живое искусство, красивая живопись, хорошая скульптура. Разве могли по принципу "нехудожественности" попасть в кабинет господина В.Овчаренко вместе и О.Голосий, и Г.Коржев. Я не думаю, что помещения банка вообще место для сомнительных экспериментов.
Поэтому, по-моему, обращение к реализму в рамках такой коллекции - это важное культурное событие. Признание за социалистическим реализмом и за модернизмом одинаковых художественных прав - это серьезная позиция в сегодняшней ситуации, претендующая и на конструктивность и на новизну.
К.БОХОРОВ Младший куратор галереи "Риджина |