Стили и жанры
|
ХУДОЖНИК НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ СЫСОЕВ02.05.2010
Николай Александрович Сысоев первоначальное художественное образование получил в Московском художественном училище памяти 1905 года (1934—1938). В те годы там очень хорошо было поставлено преподавание живописи и рисунка, царила творческая атмосфера, и учащиеся горели желанием учиться. Среди энтузиастов, занимавшихся буквально с утра до ночи, был и Николай Сысоев. Он выделялся своей одаренностью, пытливостью и любовью к работе. Выполнение бесчисленных этюдов и рисунков сверх обязательной программы очень помогало ему в учебе.Окончив техникум и поступив в Московский Государственный художественный институт (ныне имени В. И. Сурикова), будущий художник продолжает с тем же рвением постигать секреты мастерства. В институте, руководимом И. Э. Грабарем, студенты воспитывались в духе последовательного реализма, поэтому и живопись, и рисунок требовались полнокровные, как можно ближе передающие жизнь и натуру. Николай Александрович и по сей день остается верен этим принципам.Уже в годы учебы определились его вкусы и привязанности. Бесконечно любя и восхищаясь великими мастерами прошлого, он чувствовал наиболее близкими себе русских художников, и, в первую очередь, И. Е. Репина и В. И. Сурикова.В 1947—1948 годах неподалеку от Вышнего Волочка был создан Дом творчества художников «Академическая дача». В числе первых художников, начавших там работать, был и Н. А. Сысоев. Позднее, познакомившись с местными жителями, многие из которых впоследствии стали героями его картин, и покоренный красотой окружающей природы, Николай Александрович обосновался в ближайшей деревне, где построил себе мастерскую. С тех пор он почти безвыездно там живет и работает. Содержанием его произведений становится жизнь колхозной деревни. Им написаны картины и о ее мирном труде и быте, и о тяжелых годах военного времени. Все его картины создавались на местном материале. Прообразами героев служили односельчане и жители близлежащих деревень. Поэтому Николая Александровича знают буквально все в округе, а у некоторых в домах висят репродукции с его полотен, на которых они изображены. Н. А. Сысоевым написано несколько картин, посвященных В. И. Ленину. Во всех картинах Ленин изображен среди народа, окруженный людьми, близкий им, простой и человечный. Особенно хороша картина «В. И. Ленин и Н. К. Крупская среди крестьян в деревне Горки». На мой взгляд, это одно из лучших произведений о В. И. Ленине в советской живописи. Самой привлекательной стороной искусства Николая Александровича является его искренность. И эта искренность покоряет в картине. Вы верите в подлинность всего запечатленного здесь: и прекрасно написанного пейзажа, и изображений крестьян, и образов В. И. Ленина и Н. К. Крупской. А как хороши санки с молодым возницей в левой части картины! Чистые половики, покрывающие санки, так и светятся в рефлексе от снега! В картине есть свой особый строй, присущий всем полотнам Николая Александровича, и вместе с тем видны традиции русского искусства, которые он продолжает.Работая над картинами, Николай Александрович всегда пишет много подготовительных этюдов. Часто к одной фигуре возвращается по нескольку раз, добиваясь нужного ему решения. Многие из этих этюдов благодаря мастерству исполнения имеют и самостоятельную художественную ценность. В пейзажах Н. А. Сысоева видна любовь к родной природе. Он прекрасно передает ее настроение и состояние в любое время года. С любовью пишет деревни, сараи, перелески — всю неброскую красоту наших мест. Николая Александровича часто можно видеть работающим на пленэре: и ранней весной у бегущего, журчащего ручья, пробивающегося сквозь снег, и летом в лесу у покрытых мхом елей, и осенью среди золота берез, у сверкающего темной голубизной озера. Он неустанный работник и поэт нашей родной земли.
Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина Юрий Кугач |