Стили и жанры
|
ХУДОЖНИК СЕРГЕЙ ЧАПЛЫГИН21.05.2010
Произведения Сергея Чаплыгина можно смело отнести к современной реалистической школе, которая продолжает лучшие традиции русской классической живописи. Круг творческих интересов молодого художника широк. Он пробует свои силы в портрете, пейзаже, натюрморте. Увлечение рисованием еще в школьные годы привело будущего художника в народную изостудию, а затем в Брянское художественное училище. Желание стать настоящим художником, познать все тонкости и секреты профессии, побудили его продолжить учебу (после двух лет армии) в Художественном институте им. В. И. Сурикова. Он поступает в мастерскую профессора И. С. Глазунова, которая стала не просто мастерской творчества, но и мастерской духовного развития, приобщением к мировым художественным ценностям. Здесь определились его творческие ориентиры, сформировались собственные принципы. Здесь царил вдумчивый подход к творчеству, теория проверялась практикой. Очень внимательно относились к классическим образцам и учились на их примере. Большое значение придавалось композиции, как основе, стержню, на котором держится вся картина. Уроки, впитанные молодым художником, сказались уже в его дипломной картине - жанровой многофигурной композиции "Митрополит Алексий".И тем не менее, тематическая картина не вошла в круг творческих интересов художника, как и портрет не стал доминирующим жанром, по крайней мере, на сегодняшнем этапе его творческого пути, хотя попытки найти свой индивидуальный стиль в жанре портрета продолжаются. Но определилось главное: внимательное и очень бережное отношение к человеку. Художник не вторгается в его душевный мир, не выворачивает его наизнанку: представляя человека, который ему интересен, он тактично, ненавязчиво передает свое отношение к нему, оставляя и нам, зрителям, право на собственное мнение. Добиваясь цельности и завершенности образа художник стремится увязать в единое целое внешнюю, эстетическую, сторону персонажа с его внутренней жизнью. Он передает не сиюминутное его состояние, а представляет как бы образ времени. Основные принципы в подходе к изображению человека воплотились в портрете летчика - "36 лет в авиации".Есть в этом убеленном сединами, и, видимо много пережившем человеке, спокойная мудрость, достоинство, красота и сила духа. Задумчивый, погруженный в свои воспоминания, он тем не менее не закрыт от контакта со зрителем. Он располагает к серьезному, философскому разговору, а все суетное, наносное - проходит мимо него. Чтобы не разрушить эмоциональный строй картины, не отвлекаться от главного - самого человека, мира его переживаний, художник прибегает к особой сдержанности в использовании выразительных средств: спокойный тон картины и минимум атрибутов -только китель и фуражка...Жанром, который наиболее полно отражает поэтический мир Сергея Чаплыгина, стал пейзаж. Здесь давно определилась стилистика художника. Истоки ее - в прекрасной русской школе пейзажной живописи. Это и Левитан, и Саврасов, и Поленов, и прежде всего - И. И. Шишкин. Роднит молодого художника с великим предшественником любовь к лесу, который со своими завораживающими тайнами, бесконечным разнообразием является постоянным объектом наблюдения и изучения.Пейзажи С. Чаплыгина отличает четкая, хорошо продуманная композиция и стилистика, позволяющая передать максимум сюжетно-тематических, пластических и эмоциональных впечатлений, что проявляется в манере письма, широте, обобщенности и завершенности образа. В его пейзажах отражены все времена года, и в каждом он находит разнообразные пластические и колористические решения.Прекрасно написаны осенние пейзажи - "Теплые дни в октябре", "Осенний этюд" и др. Они написаны то в ярком разноголосье осенних красок, то в чуть приглушенной гамме, с характерной для этого сезона прозрачной дымкой, с едва заметной ноткой грусти, звучащей как музыкальный аккорд уходящему лету.Удивительно тонкий, изящный по живописи, чистоте и хрупкости рисунка "Зимний пейзаж с боярышником", и перекликающийся с ним по настроению пейзаж "Зимой в лесу", как впрочем весь зимний цикл работ, наполнены покоем и тишиной.Яркими, сочными тонами лета пронизаны панорамно-эпические картины "Обрывистый берег", "Тихая заводь". А пробуждающаяся жизнь весны в лесных проталинах, в первых весенних лучах солнца, пронизывающих еще дремотный лес, с тонкой световоздушной средой в картинах "Мартовское солнце", "Март" написаны легко и вдохновенно.Природа для художника - благодатная натура для воплощения сложных творческих задач: передачи своих мироощущений через эмоциональное состояние природы. Для пейзажиста всегда существует опасность ухода к механической технике фотореализма. Думаю, Сергею Чаплыгину это не грозит. Его пейзажи одухотворены неподдельной любовью, согреты задушевностью и теплотой. Передавая красоту и поэзию обыденного, прелесть простого, ничем не примечательного пейзажа, он упивается музыкальным ритмом деревьев, многоцветьем лесов и полей. Он любит мир природы, этот вечный, неиссякаемый источник радости, гармонии и красоты, дающих человеку равновесие, заставляющих задуматься о жизненных ценностях, обрести душевный покой.В пейзажи Сергея Чаплыгина интересно всматриваться. Они увлекают зрителя за рамки холста, "втягивают" во внутрь. Они зовут пройтись по извилистым лесным дорожкам, почувствовать зной жаркого лета, отдохнуть в тени деревьев, насладиться тишиной зимнего леса или зарыться лицом в бархат сирени, вдыхая ее аромат. В пейзажах художника есть тайна, неожиданная тайна леса, которая завораживает и манит. Его картины написаны с той долей недосказанности (не незавершенности), которая у каждого из нас рождает свои личные ассоциации. И в этом еще одно проявление культурной традиции, характерной для русской пейзажной живописи.Натюрморт привлекает художника возможностью раскрывать неповторимый характер вещей, постигая через них мир, и осмысливая философию бытия. И в этот, казалось бы, бессюжетный жанр художник привносит духовное начало.Срезанные цветы - в вазах, банках и горшках - у художника продолжают жить так, как на природе. Ромашки растут кучно, полем, на твердых стеблях; нежные хрупкие колокольчики прячутся в траве, за папоротником, по одному. Так и изобразил их художник: ромашки вместе, собраны в букет, замерли в каком-то единении, а колокольчики рассыпались по одному и как будто прячутся друг за друга...Художественное решение картины "Вербное воскресенье" основано на традиционном приеме сопоставления светлого и темного, олицетворяющих добро и зло. Вербное воскресенье-это радость и скорбь, любовь и предательство. Светлого в картине больше; оно, и разбросанные по черному фону коконы вербы, в которых зарождается жизнь, - как гимн Жизни и торжества Любви. Основываясь на библейском сюжете, художник скупыми, но емкими выразительными средствами создал законченное по форме и идее произведение философского звучания.У Сергея Чаплыгина большой творческий диапазон, и ему еще предстоит раскрыться. Его большой творческий путь только начинается. У него много интересных замыслов, и, надеюсь, будет много творческих удач.
Н.Макаревич |