Стили и жанры
|
ХУДОЖНИК НИКОЛАЙ ЩЕРБАКОВ23.05.2010
Творчество заслуженного художника РСФСР военного художника Студии имени М. Б. Грекова Виктора Николаевича Щербакова отличается самостоятельностью, насыщенностью художественного содержания, идейностью, что является основой творческого взгляда грековцев в познании человеческих характеров и окружающей действительности. Интерес художника к жизни воинов Советской Армии и Военно-Морского Флота, пристрастное отношение к каждому тематическому сюжету, к каждой картине, поиски духовной наполненности в любом, даже самом незначительном на первый взгляд, графическом листе — характерная черта его художественного дарования.
Время вступления Виктора Щербакова в творческий коллектив художников Студии имени М. Б. Грекова в 1967 году совпадает с увлечённостью многих художников-грековцев работой в области графики. Молодой тогда художник также включился в активную творческую работу в этом оперативном, широко доступном зрителю виде изобразительного искусства.
Перед ним, как и перед всеми грековцами, встал главный вопрос — как средствами искусства способствовать воспитанию у наших зрителей — молодёжи, воинов Советской Армии — чувства любви к Родине, к делу, которому мы все себя посвящаем — строительству социалистического общества, мира, гуманизма, прогресса, развитию у них эстетического взгляда на вещи. Тем более, что этот вопрос — главная задача, которая обуславливает мировоззренческий путь художника, направляет его творческие устремления.
В. Щербакову оказались очень близки мотивы армейской жизни, самобытные по своему внутреннему содержанию, будь то военные учения, лирические пейзажи или картины на тему будней армейской службы. Первой его большой работой в Студии имени М. Б. Грекова стала серия цветных линогравюр, посвящённая славным артиллеристам. Это, по сути дела, изобразительный рассказ эпизодического характера о не лишённых романтики тактических учениях воинов-артиллеристов. Затем появились целые альбомы— репортажи с полей учений, серия известных линогравюр о Военно-Морском Флоте.
Результат его поездки на БАМ— большая серия чёрно-белых линогравюр, в которых Виктору Щербакову удалось достоверно и убедительно, скупыми средствами графики показать мужество, трудовой подвиг воинов-железнодорожников. Он мастерски смелым резцом нарисовал контуры сибирской природы, молодых людей в динамике труда, наделяя каждый сюжет своим особым настроением.
О его поездке на БАМ можно было написать многое, но в силу ограниченных размеров данной статьи подчеркну лишь тот факт, что в его работах ещё и ещё раз прозвучала с особой силой тема труда — постоянная и важнейшая тема искусства, равная теме ратного подвига. Мне довелось познакомиться с Виктором Щербаковым еще ближе как раз во время нашей творческой поездки на строительство Байкало-Амурской магистрали. В то время мы были там одними из первых художников и нам представилась возможность запечатлеть самое начало великой коммунистической стройки. Эта поездка заострила наши чувства. Каждый день, как только загорался рассвет, мы, нагруженные этюдниками и альбомами, вместе со строителями уходили на таёжную трассу дороги и возвращались уже в глубокой вечерней темноте.В таких поездках особенно зримо проявляются все качества и художника, и человека. Теперь, спустя более десяти лет, я с самым добрым чувством вспоминаю об этой поездке. В искусстве всегда ценится самобытность, индивидуальность художника, его способность пробовать свои силы, переходя к непривычным для него видам искусства.
Сравнительно недавно В. Щербаков одновременно с поисками в области эстампной графики начал работу в новом виде художественного мышления, не прибегая к предварительным экспериментам в освоении нового вида искусства. Он принимает участие в создании одной из крупнейших диорам — «Плевенская эпопея», выполненной для дружественной Болгарии.
И так, войдя в новый мир изобразительного искусства — создания синтетического зрелища, В. Щербаков вскоре в авторском содружестве с Н. Бутом и Г. Севостьяновым создает самую большую в стране диораму «Огненная дуга» - произведение больших обобщений военной драмы. Он шёл к этому через внутреннюю борьбу, через постижение целей высокого творчества. Этот неожиданный поворот характеризовал его неограниченные творческие возможности и принёс художнику зримое удовлетворение.
Виктор Николаевич Щербаков — участник многих всесоюзных, республиканских и зарубежных выставок. Его труд неоднократно отмечался высокими наградами страны: орденом «Знак Почёта», серебряной медалью имени М. Б. Грекова и другими. Отмечая его заслуги в советском изобразительном искусстве, хочется сказать, что его творческий путь — это постоянная приверженность к воспеванию мужества, красоты родной природы, образа советского воина — защитника социалистического Отечества. Хочу пожелать замечательному художнику новых и новых творческих свершений.
Народный художник РСФСР, член-корреспондент АХ СССР, Марат Самсонов |