Стили и жанры
|
МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА31.05.2010
На сайте «Советская живопись» широко представлена масляная живопись советского периода. Здесь Вы можете найти 409 картин 26 советских художников. В основном это живопись маслом, хотя есть и темпера, и акварель. Следует сказать, что так называемый «социалистический реализм» занимает у нас довольно скромное место. На сайте нет тематических картин из жизни вождей, колхозников и пионеров, поскольку в творчестве советских художников они занимали довольно скромное место. В предыдущей статье «А был ли социалистический реализм» я довольно подробно коснулся этого вопроса. Основное место в творчестве советских художников занимали портрет, пейзаж и натюрморт. Причём если это были портреты, то портретируемые были в основном простые советские люди, зачастую родственники художников или их знакомые, а отнюдь не передовики соцсоревнования или ударники труда. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть наши рубрики «Мужской портрет», «Женский портрет» или «Дети». Вот рубрика «Интерьер». Названия говорят сами за себя: «Мастерская в Академичке», «На чердаке», «В учительской», «Чаепитие». В работе «Лето» изображён интерьер какого-то сарая. Как видите, никакого пафоса социалистического созидания. Вообще-то над термином «соцреализм» втихомолку посмеивались и такие столпы этого самого социалистического реализма как Аркадий Пластов и Фёдор Решетников, хотя официально именовали себя соцреалистами. Мой отец, Владимир Георгиевич Гремитских, тоже на вопрос к какому течению он принадлежит, уверенно отвечал: «Я – соцреалист.» И, правда, многие его работы находятся у нас в разделе «Реализм» и «Соцреализм», хотя большую часть его картин можно отнести скорее к импрессионизму. Посмотрите, например, его «Домик А.П. Чехова в Гурзуфе», опубликованный у нас в разделе «Крымский пейзаж». А его натюрморты с розами, натюрморты с сиренью! Типичный импрессионизм безо всякого налёта социализма! А картина В.Г. Гремитских «Деревенская улица» в советское время вообще была бы отнесена к «левой живописи», чуждой советскому человеку. Да и написана она была в 1954 году, меньше чем через год после смерти Сталина. И ничего! Никто Гремитских из Союза художников не исключил, никакой травле он не подвергался. Это к вопросу о том, что, мол, истинных художников в Советском Союзе травили, жить и творить им не давали. Чушь всё это! Могу лично засвидетельствовать, что в Советском Союзе художники жили так, как простому советскому инженеру и не снилось. Заработки по советским меркам огромные, выезд за границу чуть ли не свободный с обменом любого количества денег, а не 50 долларов как всем прочим советским людям, дома творчества в Риме и в Провансе, болтай что хочешь – вплоть до того что кто член партии, тот не художник, а карьерист. Да скажи Вы такое в любом советском учреждении. Вас бы за Можай загнали! А тут ничего! Открыто затирали партийную секцию в Союзе художников, заказов им не давали, на что секретарь этой самой парторганизации Григорий Меерович Гордон, чьи картины тоже опубликованы на нашем сайте, при мне отцу жаловался. На это отец ответил: «Это ты, Гриша, во время войны на волне патриотизма в партию вступил, а остальные почти все прохвосты и карьеристы. Настоящий художник должен быть вне политики». Ничего себе убеждения в те-то времена! Или вот, например, волжский пейзаж «На Волге». Написан вообще в 1951 году, ещё при жизни Сталина, в период махрового разгула теории соцреализма. И что мы видим? Всё тот же типичный импрессионизм. К слову сказать, импрессионизм проявлялся в советской живописи не только в работах В.Г. Гремитских. На нашем сайте в разделе «Анималистика» опубликована работа 1966 года «Куры», автором которой является художник Энвер Дзерулович Ишмаметов. И опять типичный импрессионизм, напоминающий французский. То же можно сказать и о работе Давида Исааковича Рубинштейна «Женский портрет», написанной в 1960 году. Примеров, даже с нашего сайта, можно привести множество, и всё это говорит о том, что живопись советского периода ни в коем случае не была ангажированной и заидеологизированной. Она была преемницей лучших традиций как русской дореволюционной школы, так и, в широком смысле, – европейской живописи. Александр Гремитских |