Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

31.05.2010

На сайте «Советская живопись» широко представлена масляная живопись советского периода. Здесь Вы можете найти 409 картин 26 советских художников. В основном это живопись маслом, хотя есть и темпера, и акварель.

Следует сказать, что так называемый «социалистический реализм» занимает у нас довольно скромное место. На сайте нет тематических картин из жизни вождей, колхозников и пионеров, поскольку в творчестве советских художников они занимали довольно скромное место.

В предыдущей статье «А был ли социалистический реализм» я довольно подробно коснулся этого вопроса.

Основное место в творчестве советских художников занимали портрет, пейзаж и натюрморт. Причём если это были портреты, то портретируемые были в основном простые советские люди, зачастую родственники художников или их знакомые, а отнюдь не передовики соцсоревнования или ударники труда. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть наши рубрики «Мужской портрет», «Женский портрет» или «Дети».

Вот рубрика «Интерьер». Названия говорят сами за себя: «Мастерская в Академичке», «На чердаке», «В учительской», «Чаепитие». В работе «Лето» изображён интерьер какого-то сарая. Как видите, никакого пафоса социалистического созидания.

Вообще-то над термином «соцреализм» втихомолку посмеивались и такие столпы этого самого социалистического реализма как Аркадий Пластов и Фёдор Решетников, хотя официально именовали себя соцреалистами.

Мой отец, Владимир Георгиевич Гремитских, тоже на вопрос к какому течению он принадлежит, уверенно отвечал: «Я – соцреалист.» И, правда, многие его работы находятся у нас в разделе «Реализм» и «Соцреализм», хотя большую часть его картин можно отнести скорее к импрессионизму. Посмотрите, например, его «Домик А.П. Чехова в Гурзуфе», опубликованный у нас в разделе «Крымский пейзаж». А его натюрморты с розами, натюрморты с сиренью! Типичный импрессионизм безо всякого налёта социализма! А картина В.Г. Гремитских «Деревенская улица» в советское время вообще была бы отнесена к «левой живописи», чуждой советскому человеку. Да и написана она была в 1954 году, меньше чем через год после смерти Сталина. И ничего! Никто Гремитских из Союза художников не исключил, никакой травле он не подвергался. Это к вопросу о том, что, мол, истинных художников в Советском Союзе травили, жить и творить им не давали. Чушь всё это! Могу лично засвидетельствовать, что в Советском Союзе художники жили так, как простому советскому инженеру и не снилось. Заработки по советским меркам огромные, выезд за границу чуть ли не свободный с обменом любого количества денег, а не 50 долларов как всем прочим советским людям, дома творчества в Риме и в Провансе, болтай что хочешь – вплоть до того что кто член партии, тот не художник, а карьерист. Да скажи Вы такое в любом советском учреждении. Вас бы за Можай загнали! А тут ничего! Открыто затирали партийную секцию в Союзе художников, заказов им не давали, на что секретарь этой самой парторганизации Григорий Меерович Гордон, чьи картины тоже опубликованы на нашем сайте, при мне отцу жаловался. На это отец ответил: «Это ты, Гриша, во время войны на волне патриотизма в партию вступил, а остальные почти все прохвосты и карьеристы. Настоящий художник должен быть вне политики». Ничего себе убеждения в те-то времена!

Или вот, например, волжский пейзаж «На Волге».  Написан вообще в 1951 году, ещё при жизни Сталина, в период махрового разгула теории соцреализма. И что мы видим? Всё тот же типичный импрессионизм.

К слову сказать, импрессионизм проявлялся в советской живописи не только в работах В.Г. Гремитских. На нашем сайте в разделе «Анималистика» опубликована работа 1966 года «Куры», автором которой является художник Энвер Дзерулович Ишмаметов. И опять типичный импрессионизм, напоминающий французский. То же можно сказать и о работе Давида Исааковича Рубинштейна «Женский портрет», написанной в 1960 году.

Примеров, даже с нашего сайта, можно привести множество, и всё это говорит о том, что живопись советского периода ни в коем случае не была ангажированной и заидеологизированной. Она была преемницей лучших традиций как русской дореволюционной школы, так и, в широком смысле, – европейской живописи.

 

Александр Гремитских

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..