Стили и жанры
|
ХУДОЖНИК ВИКТОР ЧУЛОВИЧ13.06.2010
За окном зимний пасмурный день начала 1989 года. Не впервые я в мастерской известного московского пейзажиста Виктора Чуловича, не в первый раз художник показывает свои работы. Но сегодня он заметно волнуется скоро новая персональная выставка.Прошло около восемнадцати лет после последней персональной экспозиции. За это время скопилось множество картин, мастерская буквально заставлена ими. Некоторые уже в рамах, другие пока "не одеты". По существу, в них заключена целая жизнь мастера, жизнь не простая, полная раздумий и тревог, печалей и радостей. За плечами годы учебы до и после войны, трудные фронтовые дороги и не менее сложные пути профессионального становления. Виктор Николаевич, как всегда, до стеснительности скромен, взгляд его задумчив. Однако по мере знакомства с работами за внешней сдержанностью обнаруживается художник огромного темперамента, умный человек и поэт-лирик, живописная культура которого берет свое начало в пройденной им в юности школе одного из выдающихся наших национальных классиков - выдающегося художника Петра Ивановича Петровичева.Красота реального мира единственное, что манит к себе Чуловича. Но чтобы выразить свой острый интерес к пейзажу, он не ищет эффектных мотивов, не пытается продемонстрировать свое мастерство. Искренность и чистосердечие в общении с природой таков главный лейтмотив его творчества. Виктор Николаевич часто вспоминает слова своего учителя, ставшие заветом на всю жизнь: "У природы все прекрасно. В искусстве, как в жизни, ложь нетерпима. Нужна только правда..." .Как пейзажист Виктор Чулович обратил на себя внимание более трех десятилетий назад серией картин на темы Москвы и ее пригородов. Среди новых городских пейзажей замечаю некоторые из тех, прежних. В них привлекает опоэтизированная современность, наблюденная в работе с натуры как в Загорске или на станции Тарасовка, так и на улицах Москвы. Есть своя уникальность в характерном для художника ощущении архитектурного мотива и состояния природы в органическом единстве с выразительностью жанровых мизансцен, со множеством отдельных стаффажных фигур. В работах же 1980-х годов заметно тяготение художника к "чистому" пейзажу, в котором также обнаруживается самобытность видения и восприятия нерукотворной вечной красоты русской природы. Такой творческий поворот, с одной стороны, неожидан, с другой вполне закономерен. Дело в том, что в последние годы жизнь Виктора Николаевича сосредоточилась преимущественно на Тверской земле, близ Вышнего Волочка, отсюда и новые темы. В лирико-поэтических мотивах художник остается верным своим идеалам в простоте открывать сложное, через малый сюжет раскрывать большой мир природы. Тонкие по колориту работы его отмечены глубиной чувства и мысли. Любовь к природе самозабвенна, он буквально преклоняется перед ней, создавая произведения, исполненные трепета жизни. Подводя итог, уверенно скажу: Виктор Чулович вырос в самобытного мастера современной пейзажной живописи. Его картины заметны на крупных выставках, они запоминаются своей эмоциональной несхожестью с живописью других авторов, а это признак подлинного дарования. Ефрем Зверьков, народный художник СССР |