Стили и жанры
|
ХУДОЖНИК ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВ19.06.2010
Евгений Александрович Львов один из тех, кто закладывал основы советского изобразительного искусства. Начало его творческой биографии совпало с революционными событиями 1917 года. Это во многом определило творческую судьбу художника. Бесповоротно приняв идеи революции, он с головой уходит в борьбу за строительство новой социалистической культуры. Год 1917-й. Молодой художник, выпускник Училища живописи, ваяния и зодчества, организует в Нижнем Новгороде изостудию, которая сразу же превращается в художественный центр города. Годом позднее, под председательством Е.А. Львова, на базе изостудии создается первый в России нижегородский профессиональный Союз художников-живописцев. Год 1921-й — один из напряженных моментов жизни молодой Советской Республики. Многие члены нижегородского Союза уходят добровольцами в Красную Армию. На дверях Союза появилось объявление: «Профсоюз художников-живописцев г. Нижнего Новгорода закрыт в связи с тем, что члены профсоюза ушли на фронт гражданской войны...» Вскоре после закрытия Союза по распоряжению Н. К. Крупской художник откомандировывается в Москву. Его пребывание в столице совпадает со временем формирования различных художественных объединений. Безраздельно уверовав в необходимость революционного преобразования искусства, он связывает свою деятельность с АХРР. Сегодня оспаривается многое из того, что являла собой художественная жизнь тех лет. Пересматривается и переосмысливается правильность положений, на основе которых воздвигалось здание новой социалистической культуры. Но, как говорится, «из песни слова не выкинешь» и никто не вправе «выдергивать страницы из книги истории». Со всеми своими плюсами и минусами ахрровцы были искренни в своем стремлении к изображению правды происходящего, в стремлении предельно приблизить искусство к пониманию широких масс народа. Увлеченный идеями «продвижения искусства в массы», уже в первые годы работы в АХРР Е.А. Львов становится одним из инициаторов создания Центрального бюро передвижных выставок, а с 1929 г. по 1934 годы возглавляет его уже в системе АХРа и затем МССХ. Художники АХР активно откликаются на все события, происходящие в стране. Захваченные темой всеобщего созидания, они организуют творческие бригады и выезжают на крупнейшие стройки для сбора натурного материала. Е.А. Львов становится в авангарде этого начинания. В составе бригад художников он выезжает на новостройки Урала и Дальнего Востока, спускается в шахты Кузбасса и Донбасса, присутствует на учениях в частях Советской Армии и Военно-Морского флота, посещает колхозы. В результате этих поездок художником создается большая серия картин на индустриальную и военную темы; «Ударные бригады. Магнитстрой», «Выход из шахты», «Молотьба в колхозе», «Домна. Керчь», «Разлив меди», «Завод Азовсталь», «Танки на марше» и др. Следуя в своем творчестве традициям русской реалистической школы живописи, тема труда излагается художником в конкретной достоверности изображенного времени. В рамках той же конкретной достоверности пишет он тематические картины о революции и гражданской войне. («Ленин в рабочем кружке 1893 года», «Бои на Красной Пресне», «Смерть коммунара», «Похороны товарища», «Декрет о земле» и др.). Е.А. Львову было суждено пройти долгий жизненный путь. Ему предназначено было соприкоснуться со многими событиями, выпавшими на долю той земли, где он родился. Не обошли его «вниманием» и времена 1937-го года. Чудом вырвавшись, через 13 месяцев после ареста из камер Таганской тюрьмы, не сломленный духом, не потеряв веры в добро и справедливость, он снова обретает возможность творчества. И в его произведениях возникает новая тема — тема моря, как символ очищения и свободы, тема, которой он отдал более 50 лет своей творческой жизни. Изучая наследие русских художников-маринистов, Е.А. Львов ищет свои темы, свои выразительные средства. Его марины, как сфера деятельности человека, приобретают определенную сюжетность, художник их «населяет» портовыми кранами и нефтяными вышками, их бороздят сухогрузы и танкеры, военные корабли и парусники, рыболовные траулеры и рыбацкие баркасы. Особый интерес в творческом наследии художника вызывают этюды. Этюд в творчестве каждого художника — самое сокровенное, самое «своё». В этом смысле этюды Е.А. Львова не составляют исключения. Работая много и быстро, он умел уловить и передать в них свою особую меру контакта с природой. Не разрушая этой меры волей своего видения, умел выразить состояние соприкосновения с тайнами её бытия. Наиболее тонким и поэтичным пониманием природы наполнен цикл этюдов, созданный художником в киргизской эвакуации в годы Великой Отечественной войны. Испытывая чрезмерные трудности в красках и других материалах, художник использовал в качестве холста картонные коробки, фанерные ящики, льняные полотенца. В этом цикле художнику чудесным образом удалось свести воедино поразительную остроту восприятия конкретной натуры с глубочайшим обобщением в оценке изображения и создать своего рода этюды-картины. Останавливает на себе внимание живописная манера киргизского цикла. Масляная живопись в них приобретает пастельную мягкость. Изображение воспринимается погруженным в мерцающую дымку, делая атмосферу изображения поэтично-одухотворенной. Этюды Е.А. Львова — это мир его раздумий о прекрасном и вечном, его желание сохранить в их живописной памяти непреходящую ценность мироздания. С. Львова |