Стили и жанры
|
ПОРТРЕТ В СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ11.10.2010
Одним из ярчайших жанров изобразительного искусства является портрет. На протяжении веков мастера, развивающие стили живописи, обращались к портрету как к чему-то особенному. Изображение человека должно передавать не только внешнее сходство, выраженное живописной техникой на полотне. Портрет служит, своего рода, зеркалом реальности в рамках одного образа, отражающим биографию, жизненную среду и даже интеллектуальную составляющую человека. Виртуальную галерею советской портретной живописи можно смело назвать «галереей зеркал». Здесь представлено такое разнообразие типажей, лиц и биографий, что они смогли бы дать полную характеристику той ушедшей эпохи, что пережили. В каталоге картин мы можем видеть два направления соцреализма. Среди картин маслом мы видим и полотна с историко-эпическими сюжетами и повседневную жизнь обычного человека. Последние не олицетворяют героизм или стремление к масштабным действиям, а отражают биографию человека на бытовом и духовном уровне. Портреты мужчин и женщин представляют собой живопись, постепенно отходящую от требований «социального заказа». Эти холсты отображают представителей обычных профессий или тех людей, кто запечатлён в момент повседневной деятельности. Есть и полотна, передающие национальный колорит представителей бывших советских республик. Нередко портреты сопровождаются пейзажами местности. Два направления социалистического реализма имеют свои характерные особенности техники, так, например, цвета более яркие присуще портретам первого, а более приглушённые, затуманенные – портретам второго. Портреты стариков - это всегда умудрённые жизненным опытом лица. Здесь человек как бы лишён внешней жизни, всё внимание художника и зрителя сосредотачивается на внутреннем состоянии модели, ведь старики живут глубокой душевной жизнью и не нуждаются во внешнем проявлении своих чувств. Они сидят в спокойных позах, склонив головы и положив руки на колени. На некоторых полотнах взор старческих глаз сосредоточен и серьёзен, но он не устремлён во вне, а выражает поглотившее всего человека раздумье. Таким образом, облик старого человека становится для художника как бы воплощением жизненного пути. Стоит немного рассказать и о детских портретах. Жанр детского портрета более сложен, нежели жанр портрета взрослого человека. Несмотря на то, что дети прекрасны с любого ракурса, их изображение - задача не простая. Но советские художники не останавливаются на достигнутом совершенстве в технике. Этот стиль в искусстве дает нам идеологически переосмысленное представление о жанре. Взгляните на картины. Разве можно сказать, что это беззаботная ребятня дни напролёт гоняющая по двору? На юных лицах совершенно детский румянец, еще округлённые щеки и вздернуты носы. Но на тех же картинах мы видим если не уже взрослого, то уже взрослеющего человека. Выражения детских глаз по-взрослому серьёзны, посадка не прямая, но уже и не расслабленная как в юношестве. И это «взрослое детство» является не столько загадкой психологического сознания ребенка, сколько реализмом советского времени. Подводя некую черту под характеристикой жанра портрета в соцреализме можно сказать, что «зеркальная галерея» это отражение не только нашего прошлого, но и нас самих. Мы все проживаем разную жизнь, но все мы были детьми, все взрослеем и становимся стариками. Мы всегда будет иметь свои ценности, которые получаем от жизни. Так почему они не могут быть запечатлены в произведении искусства? Анна Хаттон |