Стили и жанры
|
ЛЕСНОЙ ПЕЙЗАЖ В СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ21.11.2010
Творчество советских художников многогранно, однако во всей полноте оно раскрывается именно в лесных пейзажах. Эта тема позволяет продемонстрировать мастерство владения кистью. Даёт возможность использовать широкую палитру, экспериментируя с цветами и оттенками. Поэтому многие мастера масляной живописи обращались именно к теме пейзажа леса. Яркий пример этого – картина «Весна» Владимира Георгиевича Гремитских. Этот пейзаж, написанный в Новгородской области, привлекает внимание в первую очередь своей яркостью. Краски весеннего леса свежи и многообразны, сквозь нежно-зелёную молодую листву проглядывают ветви елей. Даже тонкие стволы берёз кажутся слегка зеленоватыми в окружении стольких изумрудных оттенков. Узкая полоска тёмной воды на первом плане словно окаймляет картину снизу, придавая ей завершённость. Работа «Летний день» того же автора – прекрасный повод полюбоваться красотами российского лета. Сюжет этой картины в наше время кажется почти классическим – яркие брызги лесных цветов на первом плане, неглубокая медленная речка, несколько нечётких фигур вдалеке и сплошная зелёная стена леса как фон. Тем не менее, этот лесной пейзаж привлекателен именно своей «обычностью» и непосредственностью. Художник добивался максимальной реалистичности в своей работе, избегая приукрашиваний и создания рафинированного образа пейзажа. Благодаря этому картина воспринимается как очень живая и реальная. Пейзаж «Сентябрь» лаконично обыгрывает тему наступления осени. Один взгляд на эту работу тут же возвращает зрителя к сентябрьской прохладе, прозрачному и по-осеннему свежему воздуху. Берёзки на первом плане картины демонстрируют остатки давно пожелтевшей листвы, большая часть которой ковром лежит у их подножия. Даже если бы на этом пейзаже больше не было изображено абсолютно ничего, тему можно было бы считать раскрытой. Однако художник тщательно проработал и задний план картины – синеющий вдали лес и удивительно чистое голубое небо. К слову, если приглядеться внимательнее, то можно заметить, что граница неба и леса разрезает задний план картины практически по диагонали, делая этот лесной пейзаж ещё более притягательным и интересным для зрителя. «Заснеженный лес» - картина, дающая возможность оценить способность автора из сравнительно небольшой палитры создать полноценное яркое произведение. На этом лесном пейзаже не слишком много деталей, которые стоит тщательно прописывать, а это означает, что у художника было больше времени на то, чтобы заняться подбором цветовой гаммы. И действительно, можно заметить, что снег на картине сверкает всеми оттенками, какие только могут быть в лесу. На нём видны и густые лиловатые тени от деревьев, и лёгкие голубые тени наметённых сугробов, и даже редкие сияющие белизной солнечные пятна. Всё это делает снег по-настоящему реалистичным, создаётся впечатление, что тяжёлые снежные шапки на ветках деревьев вот-вот упадут от случайного дуновения. Тёмные силуэты деревьев вверху картины резко контрастируют с почти пастельными оттенками снега внизу, создавая удивительно гармоничное сочетание. Лесной пейзаж вдохновлял и вдохновляет многих художников на написание картин. Советская живопись богата пейзажами леса, написанными разными авторами в разных стилях. Каждая из представленных на сайте картин – отражение взгляда художника на ту или иную местность, передача его эмоций и отношения к увиденному. При выборе картины в подарок стоит внимательнее присмотреться к работам, посвящённым этой теме, возможно, именно одна из них станет украшением для чьей-нибудь домашней коллекции. Анна Ковалёва |