Стили и жанры
|
АНИМАЛИСТИКА В КАРТИНАХ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ14.12.2010
Анималистика по праву считается старейшим из всех возможных жанров изобразительного искусства. Первым, что рисовал человек, были древние животные. С развитием культуры и искусства эволюционировал и анималистический жанр. Бизоны на стенах пещер сменились грациозными греческими конями, а затем и многими другими животными, увековеченными руками художников. Советская живопись, в свою очередь, подарила нам множество прекрасных картин, посвящённых этой теме. Работа «Куры» Энвера Дзеруловича Ишмаметова сразу привлекает внимание. Незамысловатая на первый взгляд, эта картина на самом деле довольно сложна и потребовала от автора высочайшего уровня мастерства. Стиль импрессионизма в масляной живописи коварен – выполненные в нём работы вблизи кажутся просто соцветием ярких мазков, нанесённых без какой-либо логики. Однако стоит лишь отойти он картины на пару шагов или слегка прищуриться – изображение будто «всплывает» со дна картины. Из хаотично набросанных штрихов складываются линии, появляются новые оттенки и тени. Так как в данном случае объектом изображения стали живые существа, работа художника многократно усложнилась, так как нужно было передать не мёртвую форму, как, скажем, в натюрморте, а некую динамику и теплоту. Нужно отметить, что со своей задачей Энвер Дзерулович справился блестяще – куры на его картине выглядят естественно и живо. В целом работа заслуживает самой высокой оценки, так как оставляет после себя ощущение тепла и радости – подлинное настроение лета. При выборе картины в подарок стоит обратить на неё самое пристальное внимание. Всегда интересно наблюдать картины, представляющие собой некое смешение жанров, соединение двух, казалось бы, несовместимых произведений в одном. Такова картина талантливой художницы Нины Сергеевны Скориковой-Ковининой «Ургутский табак», представляющая собой уникальный образец жанровой живописи. Это и портрет, и реалистичное изображение животного. Сначала замысел автора неясен, поэтому картина с первых минут заставляет задумываться, искать разгадку. Кажется, что изображённый в верхней части картины ослик на фоне золотистых холмов – это отражение мыслей написанного ниже мужчины. В действительности же это произведение – попытка художницы объединить, слить воедино все наши представления о Востоке. Видны и опалённые солнцем холмы, и виднеющиеся вдали белоснежные городские стены, и даже ослик кажется тем самым, что путешествовал вместе с героем восточных сказок - Ходжой Насреддином. Портретный фрагмент, в свою очередь, также рисует человека восточного типа, с выдающимися скулами и загорелым лицом. Компоновка двух таких разных частей в одно произведение наверное далась автору нелегко. Тем не менее, стоит отметить, что конечный итог стоил такого труда – Нине Сергеевне удалось создать поистине уникальное произведение, являющееся выдающимся образцом масляной живописи. Картины в анималистическом жанре всегда высоко ценились не только как подтверждение таланта создавшего их художника, но и как уникальные произведения искусства. Их неповторимость в способности оживлять любое помещение и интерьер, будь то частная гостиная, небольшое собрание картин или роскошная галерея. Полные жизни и движения, работы с изображениями животных – это прекрасный источник радости и позитивного настроения. Советская живопись оставила нам множество картин в этом жанре, достойных самой высокой оценки. Покупка одной из них станет великолепным подарком к празднику для себя или своих близких, подарком, который обязательно будет оценен по достоинству. Анна Ковалёва |