Стили и жанры
|
ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ В СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ18.12.2010
Слово «пейзаж» часто ассоциируется с изображениями природы. Услышав его, мы обычно представляем некие пасторальные сцены – лесные опушки, голубые реки с изумрудными берегами или яркое луговое разнотравье. Тем не менее, тема пейзажа вовсе не так узка, как может показаться на первый взгляд. Немалую её часть составляет городской пейзаж, открывающий нам сцены из жизни города. Иногда это повседневная жизнь, иногда яркие торжества, запечатлённые художниками. На сайте «Советская живопись» можно найти множество прекрасных пейзажей города, достойных внимания. Городской пейзаж, при всей своей обыденности, может быть достаточно ярким. Достаточно посмотреть на картину «Переславль Залесский» Владимира Георгиевича Гремитских, чтобы убедиться в этом. Реалистичный стиль изображения точно передаёт нам все краски города в зимний день. Тут и чисто-голубое небо, и медовые стены церкви, и яркие пятна крыш. Такое разнообразие цветов придаёт, в общем-то, вполне повседневному сюжету оттенок торжественности. Этот пейзаж станет впечатляющим подарком, способным надолго сохранить в доме праздничную атмосферу. Среди множества художественных произведений советского периода можно найти поистине уникальные вещи. Например, работа «Коммунистический субботник 15 апреля 1972г.» известного художника Михаила Филипповича Володина. Это пример городского пейзажа, который уже невозможно увидеть на улицах в наши дни. Да, и теперь существуют субботники, но того объединения, того идейного вдохновения уже нет и в ближайшее время вряд ли будет. Очень символична возвышающаяся над работающими людьми скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Она выступает неким символом всего происходящего, общим началом картины. Если говорить о цветовой гамме, то она, возможно, не так ожидаемо разнообразна, как на многих других работах советских мастеров. Тем не менее, это придаёт картине реалистичности и даже немного обыденности, делая её ещё более привлекательным объектом для покупки. Для написания городского пейзажа художники выбирали самые разные места, стараясь показать множество лиц города. Иногда для достижения желаемого эффекта выбирались самые немыслимые ракурсы. Хорошее подтверждение тому – картина Сергея Фёдоровича Соловьёва «Подворотня». На этом пейзаже изображён невзрачный дворик какого-то строения, по всей видимости, довольно старого. Автор специально заостряет наше внимание на ветхости и невзрачности дома, чтобы привлечь больше внимания к заднему плану картины, где виднеется золотисто-зелёная листва деревьев. Благодаря тому, что для её детального изучения нам нужно смотреть фактически через две арки, картина обретает большую глубину и объём. Пейзаж города это не только изображение каких-либо отдельных его фрагментов – улочек, площадей зданий. Это может быть также и попытка охватить как можно большую часть города, взглянуть на него с высоты. «Торжок» Владимира Георгиевича Гремитских представляет собой как раз такую картину. Вид открывается с высокого берега реки, что позволяет рассмотреть множество мелочей, из которых и складывается облик города. Хорошо различимы храмы, разномастные дома, набережная. В целом вся картина кажется лёгкой и напоённой светом. Развитие темы городского пейзажа происходит уже достаточно давно и, по всей видимости, будет происходить и впредь. Советская живопись оставила нам в наследство множество видов самых разных городов. Каждая из представленных в виртуальной галерее картин способна стать хорошим подарком для друзей и оживить любой интерьер. Анна Ковалёва |