Стили и жанры
|
Творчество художника Валерия Михайловича Ковинина24.12.2010
Валерий Михайлович Ковинин является одним из наиболее впечатляющих художников советской эпохи. Воспитанный в художественной среде, в семье директора Якутского краеведческо-художественного музея, Ковинин, очевидно, с детства испытывал любовь к искусству и свою жизнь посвятил ему. В конце 50-х гг., после переезда в Ташкент, его творческую карьеру сопровождала работа в области преподавания живописи и рисунка. Ташкентский период творчества Ковинина, одновременно являющийся главным на жизненном пути художника, представлен в виртуальной галерее, в основном, работами бытового жанра. Жанровые сцены – это один из тех мотивов, который дает нам образ простого человека, его будничной жизни, его ценностей. В то же время для любого искусного живописца, среднеазиатские территории со своей культурой, природой и богатством красок стали непременным вдохновением для Ковинина. Собственно, результатом этих двух обстоятельств и стала живопись Ковинина, представленная на сайте www.sovjiv.ru. Одной из ранних работ в галерее является картина «Колхозное собрание» 1962г. Будучи еще довольно молодым художником, Ковинин демонстрирует здесь высокий уровень живописного мастерства. Немного необычно смотрится эта композиция, если учесть, что, как правило, такого рода мероприятия ассоциируются у людей с образом всей политической и социальной историей страны уже ушедшей эпохи. Но, посмотрите, какое решение применяет художник в своей работе. Он сочетает торжественный ярко красный цвет пролетариата, который так укрепился в советской символике, с национальными одеждами жителей Узбекской ССР, пестрящими разноцветными локальными яркими цветами. Таким образом, типовой сюжет картины приобретает колорит национальной самобытности. Другая работа «Первая борозда», написанная немного позднее, в 1968г, также относится к серии ташкентской живописи в стиле соцреализма, но в ней почему-то есть отголоски «передвижнической» живописной манеры. Вся композиция сосредоточена на крестьянине, ведущему плуг вслед за быками. Позём поля под его ногами написан длинными, размашистыми мазками масляной краски так, что поле за фигурами в центре кажется бесконечным. Этому эффекту способствует и воздушная перспектива – дымка, окутывающая дальние планы так, что мы понимаем насколько велико пространство вокруг героя. «Горный пейзаж» 1971 г. кисти Ковинина, написанный в Узбекистане, это отличный пример советской импрессионистической живописи. Картина, как и у классических импрессионистов, наполнена солнечным светом, озаряющим весь природный образ яркого летнего дня. Мастерски владея импрессионистической техникой, художник лепит формы гор, камней, деревьев и позема так, если бы они были тщательно проработаны еще в эскизе. Но мы знаем, что импрессионизм не любит, да и не мыслит себе предварительной работы над живописным изображением. Так же и Ковнин, кажется, одномоментными мазками масляной краской передает все, что необходимо нам для полноценного восприятия образа летнего пейзажа: ландшафт местности, цвета лета, формы объектов. Девушка в красном платье, на переднем плане, является не просто ярким цветовым пятном в общей массе красок, но непременным элементом композиции. Она дает точку отчета пространственным планам и в то же время придает пейзажу какую-то романтическую нотку. Согласитесь, что без нее пейзаж выглядел бы не столь искусным. Другая живописная техника Ковинина – это акварель. «Узбечка» и «Гюльнара», написанные в 1968г., принадлежат уже к жанру портрета. Особо примечательной здесь является сама техника работы акварелью. Буквально несколькими мазками Ковинин создает фигуру так, что этого достаточно для завершения образа. Главный же акцент падает на лица девушек, которые выписаны в более тщательной манере. Как мы видим, художник с интересом работал в разных жанрах и живописных техниках. Многие его работы находятся в частных коллекциях и музеях, а в Ташкентском государственном музее искусств Узбекистана творчеству В.М.Ковинина посвящен отдельный зал. Анна Хаттон |