Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЕЙЗАЖ В КАРТИНАХ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ

27.12.2010

Советская живопись не только продолжала давние традиции изобразительного искусства, но и добавила в него новый жанр. В 1920-е годы в русской живописи появился советский индустриальный пейзаж.  В произведениях советских пейзажистов сквозь черты какой-либо конкретной местности всё чаще проступает синтетический образ Родины. Художников прельщали мотивы, позволяющие показать взаимодействие индустриальных и природных форм, динамические сдвиги в пространственном восприятии мира, связанные с созидательным трудом советского человека. Галерея сайта «Советская живопись» позволяет ознакомиться с несколькими работами, выполненными в этом ключе.

Картина Владимира Георгиевича Гремитских «Пристань в Ставрополе». В этой работе не обнаруживается ни ожидаемое стремление уловить определенный эффект освещения воды, ни большое пространство, взятое сверху. Отличает эту картину от других энергичная построенность пейзажа, особенно благодаря резко выделенным силуэтам барж. Художнику необходимо было конструировать пейзаж, привнести своё в видимое, выразить себя. Такой современный, далёкий от традиционного, индустриальный пейзаж заставляет задуматься над величием человека, которому под силу перегородить реки и сдвинуть горы, оросить пустыни и покорить льды Арктики. Запечатлевая с высокой точки цепи скал, долины, морские просторы, панорамы городов, художники достигают впечатления грандиозности с помощью огромной протяженности пространства. Этим приёмом Владимир Георгиевич воспользовался при написании картины «Огни Куйбышевгидростроя». Множество огоньков высвечивают потрясающее по своей масштабности зрелище. Кажется, что края пейзажа не видно вовсе, до самого горизонта тянутся световые точки.

В своих произведениях  любой автор стремится, в первую очередь, передать настроение, чувство. Даже если объектом становится индустриальный пейзаж, достаточно скупой на эмоции, в каждой картине неизменно отражается отношение к ней художника, некая внутренняя лирика. Изображая промышленные объекты, художник старается показать красоту в обыденности и поэтому не избирает неожиданных ракурсов. Хорошим примером служит пейзаж Владимира Георгиевича Гремитских «Буровые. Жигули». С помощью деталей, которым художник уделяет большое внимание, он передает ощущение покоя, смешанное со строгостью индустриальной тематики. Раскрывая индустриальную тему, автор поэтизирует образ труда. Он любуется динамикой угловатых форм и находит способ изобразить сложные технические конструкции так, чтобы разбудить в зрителе эстетическое отношение. Все работы художника, посвящённые индустриальному пейзажу, отличаются ясностью композиции и определенной художественной достоверностью. Он стремится с точностью изображать действительность, но его точность очень живая, художественная. Всё это в совокупности и делает индустриальные пейзажи Владимира Георгиевича поистине ценными. Поэтому при принятии решения о покупке картины следует обратить на них особое внимание.

Сегодня  индустриальный   пейзаж  продолжает свое развитие, хотя такой масштабности, как в советскую эпоху, этот жанр уже не имеет. Однако пейзажи гигантских строек середины ХХ века производят сильное впечатление не только своими масштабами, но и величием заключенного в них эстетического потенциала.

И, наконец, такая немаловажная черта индустриального пейзажа, как разнообразие точек зрения на запечатлеваемую природу. Каждый мастер видит даже самые обыденные вещи сквозь призму своего восприятия, поэтому каждая из картин в подборке сайта «Советская живопись» поистине уникальна.

 

Анна Ковалёва

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..