Стили и жанры
|
МОСКОВСКИЙ ЖИВОПИСЕЦ ВЛАДИМИР СТОЖАРОВ (1926-1973)02.01.2011
Известный художник Владимир Фёдорович Стожаров родился 3 января 1926 года в Москве. Будучи ещё мальчиком Стожарову приходилось бывать старинных деревнях Архангельской, Ярославской, Рязанской и Костромской областей, где сохранились и тогда ещё активно использовались в быту изделия народных ремесел. С детства будущий художник влюбился в неброскую красоту природы северной России. В 1939 году Владимир Стожаров поступил в Московскую среднюю художественную школу при Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова. Закончил эту школу он уже во время Великой Отечественной войны. После войны, уже в 1945 году, Владимир Стожаров становится студентом живописного факультета Суриковского института. По окончании МГХИ им. В.И. Сурикова молодой художник много путешествует по средней полосе России и по Сибири, плавает на пароходах по Енисею, дойдя до самого Диксона, путешествует по городам и селам северных русских областей. Созданными в то время городскими пейзажами «Туруханск», «Ростов Ярославский», «В Кострому» В.Ф. Стожаров привнёс в советскую живопись новую, свою тему, свою палитру, свой собственный свежий взгляд на отображаемую действительность. Этот период дал старт стремительному взлету мастера. Стожаров непрерывно и много работает, одну за другой он пишет картины, вошедшие в один ряд с лучшими образцами советской живописи — натюрморты «Хлеб», «У самовара», «Лён», «Натюрморт с подковой»; деревенские пейзажи «Село Андрейково. Покров.», «Село Большая Пысса», «Деревня Сёрдла»; тематические картины «Приезд на слёт колхозников-передовиков», «Встреча первого парохода»; портреты знатных людей Рязанщины В. Шуршилиной и В. Жукова; городской пейзаж «Каргополь», и многие другие. С 1955 года Владимир Фёдорович Стожаров непременный участник всех крупных региональных и всесоюзных художественных выставок. Его картины находятся более чем в шестидесяти музеях страны, а лучшие холсты этого художника были куплены Государственной Третьяковской галерей и Русским музеем, где они сегодня хранятся, увы, в основном в запасниках. На 1959 год приходится поездка В.Ф. Стожарова в Италию. Здесь он написал городской пейзаж «Рим. Площадь Венеции». Будучи в Риме художник воочию убедился, что знаменитый «венецианский колорит» Тинторетто и Тициана – не прихоть знаменитых итальянцев, а сама природа этой страны. Палитра Стожарова становится «жаркой». «Рим. Площадь Венеции», написана сочными красками: ярко-синее небо, густые тени, дома контрастных цветов, залитый ослепительным южным солнцем асфальт. 1967 год был отмечен награждением Владимира Фёдоровича Стожарова серебряной медалью Академии художеств СССР за серию картин, созданных в период между 1964 и 1967 годами. В 1968 году В.Ф. Стожаров становится лауреатом Государственной премию им. И.Е. Репина за ряд пейзажей серии «На Севере России». В 1970 году, вместе с ярославскими художниками Геннадием Александровичем Дарьиным, Ю.И. Семенюком, В.Ульяновым, и семьёй московских художников Мочальских (Дмитрий Константинович, его жена Тамара Владимировна Гижевская и их сын Андрей) Владимир Фёдорович Стожаров отправляется в большую творческую поездку по Псковской, Новгородской, Ярославской и Костромской области. В последний период своей жизни В.Ф. Стожаров, и ранее испытывавший большой интерес к истории нашей Родины, создал большой цикл картин, внёсших значительный вклад в советскую живопись. Это такие работы как «Псков. Церковь у Пролома», «Новгород. Курицкая церковь», «Псковский кремль» и многие другие. Яркость цвета, потрясающая техника живописи, создают какое-то особенное настроение этих картин. Зрителю хорошо передаётся прелесть исконно русских земель, нетленная красота памятников архитектуры, созданных усилиями и талантом русских мастеров, аромат атмосферы далёкого прошлого Руси. Почти год, с 1971 по 1972 Владимир Фёдорович Стожаров провёл в Румынии, где проходила групповая выставка произведений советских художников под названием «Русский Север». Конечно же, он много писал и в Румынии. В 1972–1974 годы были ознаменованы передвижной персональной выставкой В.Ф. Стожарова куда входило 67 картин этого художника. Выставка прошла в Сыктывкаре, Архангельске, Кирове, Ижевске, Горьком (Нижний Новгород), Куйбышеве (Самара), Ульяновске, Астрахани, Костроме, Рязани, Брянске, Калинине (Тверь), Туле, Калуге и Смоленске. Эта выставка была открыта 8 сентября 1972 года и вызывала восторженную реакцию посетителей, которым нравилась простота и жизненность Картин В.Ф. Стожарова. Зрители узнавали на картинах художника не только родные сёла и города, но и свои собственные дома, бани, подворья. Владимир Фёдорович Стожаров как никто другой из советских художников умел почувствовать историческую перспективу, народную традицию. Его знаменитые натюрморты — это настоящая ярмарка цвета, весёлый праздник истинно русского народного духа. Предметы старинного деревенского быта, плоды труда народных умельцев: прялки, братины, туеса, вальки, шитые льняные полотенца, разложенные на простых деревянных столах под золотистыми бревнами изб – всё это создаёт неповторимый русский национальный дух. В 1973 году Владимир Фёдорович Стожаров единогласно избирается членом-корреспондентом Академии художеств СССР. К сожалению, этот талантливый и самобытный художник умер 22 ноября 1973 года в Москве в расцвете творческих сил, когда ему не исполнилось ещё и 48 лет. Александр Гремитских |