Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

МОСКОВСКИЙ ЖИВОПИСЕЦ ВЛАДИМИР СТОЖАРОВ (1926-1973)

02.01.2011

Известный художник Владимир Фёдорович Стожаров родился 3 января 1926 года в Москве.

Будучи ещё мальчиком  Стожарову приходилось бывать старинных деревнях Архангельской, Ярославской, Рязанской и Костромской областей, где сохранились и тогда ещё активно использовались в быту изделия народных ремесел. С детства будущий художник влюбился в неброскую красоту природы северной России.

В 1939 году  Владимир Стожаров поступил  в Московскую среднюю художественную школу при Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова.

Закончил эту школу он уже во время Великой Отечественной войны.

После войны, уже в 1945 году, Владимир Стожаров становится студентом живописного факультета Суриковского института.

По окончании МГХИ им. В.И. Сурикова молодой художник много путешествует по средней полосе России и по Сибири, плавает на пароходах по Енисею,  дойдя до самого Диксона, путешествует по городам и селам северных русских областей. Созданными в то время городскими пейзажами «Туруханск», «Ростов Ярославский», «В Кострому» В.Ф. Стожаров привнёс в советскую живопись новую, свою  тему, свою палитру, свой собственный свежий взгляд на отображаемую действительность.

 Этот период дал старт стремительному взлету мастера. Стожаров непрерывно и много работает, одну за другой он пишет картины, вошедшие в один ряд с лучшими образцами советской живописи —  натюрморты «Хлеб», «У самовара», «Лён», «Натюрморт с подковой»; деревенские пейзажи «Село Андрейково. Покров.», «Село Большая Пысса», «Деревня Сёрдла»; тематические картины «Приезд на слёт колхозников-передовиков», «Встреча первого парохода»; портреты знатных людей Рязанщины В. Шуршилиной и В. Жукова; городской пейзаж «Каргополь», и многие другие.

С  1955 года Владимир Фёдорович Стожаров непременный участник всех крупных региональных и всесоюзных художественных выставок. Его картины находятся более чем в шестидесяти музеях страны, а лучшие холсты этого художника были куплены Государственной Третьяковской галерей и Русским музеем, где они сегодня хранятся, увы, в основном в запасниках.

На 1959 год приходится поездка В.Ф. Стожарова в Италию. Здесь он написал городской пейзаж  «Рим. Площадь Венеции». Будучи в Риме художник воочию убедился, что знаменитый «венецианский колорит» Тинторетто и Тициана – не прихоть знаменитых итальянцев, а сама природа этой страны. Палитра Стожарова становится «жаркой». «Рим. Площадь Венеции», написана сочными  красками: ярко-синее небо, густые тени, дома контрастных цветов, залитый ослепительным южным солнцем асфальт.

1967 год был отмечен награждением Владимира Фёдоровича Стожарова серебряной медалью Академии художеств СССР за серию картин, созданных в период между 1964 и 1967 годами.

В 1968 году В.Ф. Стожаров становится лауреатом Государственной премию им. И.Е. Репина за ряд пейзажей серии «На Севере России».

В 1970 году, вместе с ярославскими  художниками Геннадием Александровичем Дарьиным, Ю.И. Семенюком, В.Ульяновым, и семьёй московских художников Мочальских (Дмитрий Константинович, его жена Тамара Владимировна Гижевская и их сын Андрей)  Владимир Фёдорович Стожаров отправляется в большую творческую поездку по Псковской, Новгородской, Ярославской и Костромской области.

В последний период своей жизни В.Ф. Стожаров, и ранее испытывавший большой интерес к истории нашей Родины, создал большой цикл картин, внёсших значительный  вклад в советскую живопись. Это такие работы как «Псков. Церковь у Пролома», «Новгород. Курицкая церковь», «Псковский кремль» и многие другие. Яркость цвета, потрясающая техника живописи,  создают какое-то особенное настроение этих картин. Зрителю хорошо передаётся  прелесть исконно русских земель, нетленная красота памятников архитектуры, созданных усилиями и талантом русских мастеров, аромат атмосферы далёкого прошлого Руси.

Почти год, с 1971 по 1972 Владимир Фёдорович Стожаров провёл  в Румынии, где проходила групповая выставка произведений советских художников под названием «Русский Север». Конечно же, он много писал и в Румынии.

В 1972–1974 годы были ознаменованы передвижной персональной выставкой В.Ф. Стожарова куда входило 67 картин этого художника.  Выставка прошла в Сыктывкаре, Архангельске, Кирове, Ижевске, Горьком (Нижний Новгород), Куйбышеве (Самара), Ульяновске, Астрахани, Костроме, Рязани, Брянске, Калинине (Тверь), Туле, Калуге и Смоленске.

Эта выставка была открыта 8 сентября 1972 года и вызывала восторженную реакцию посетителей, которым нравилась простота и жизненность Картин В.Ф. Стожарова. Зрители узнавали на картинах художника не только родные сёла и города, но и свои собственные дома, бани, подворья.

Владимир Фёдорович Стожаров как никто другой из советских художников умел почувствовать историческую перспективу, народную традицию. Его знаменитые натюрморты    это настоящая ярмарка цвета, весёлый праздник истинно русского народного духа. Предметы старинного деревенского быта, плоды труда народных умельцев: прялки, братины, туеса, вальки, шитые льняные полотенца, разложенные на простых деревянных столах под золотистыми бревнами изб – всё это создаёт неповторимый русский национальный дух.

В 1973 году Владимир Фёдорович Стожаров единогласно избирается членом-корреспондентом Академии художеств СССР.

К сожалению, этот талантливый и самобытный художник умер  22 ноября 1973 года  в Москве в расцвете творческих сил, когда ему не исполнилось ещё и 48 лет.

 

Александр Гремитских

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..