Стили и жанры
|
АРКАДИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПЛАСТОВ (1893-1972)05.01.2011
Будущий великий русский художник, ещё при жизни признанный одним из классиков советской живописи, Аркадий Александрович Пластов родился 31(18) января 1893 года в деревне Прислониха Симбирской губернии (Ульяновская область). Репродукции картин А.А. Пластова, такие как «Фашист пролетел», были даже включены в школьные учебники. Но при всём этом А.А. Пластов был глубоко чужд господствовавшему тогда официозу. Естественно, как и все советские художники, он писал тематические картины на заказ, писал Ленина в Разливе, запись в колхоз и т.п., но и в этих картинах чувствуется рука Мастера. Можно смело сказать, что лучшие картины Аркадия Александровича Пластова являются классикой не только советской, но всей русской живописи. А.А. Пластов был певцом крестьянской России. Она глядит на нас с его полотен. Сельская действительность того времени останется в вечности именно такой, какой её увидел и изобразил в своих картинах А.А. Пластов. Его отец и дед были деревенскими иконописцами. Аркадий Пластов, с детства мечтавший стать живописцем, закончил в Симбирске духовное училище, а затем учился там же в семинарии, где его первым учителем рисования стал Д.И. Архангельский. В 1912 году А.Пластов поступает в Императорское Строгановское художественно-промышленное училище в Москве, где учится у Ф. Ф. Федоровского, который потом стал главным художником Большого театра. С 1914 по 1917 год А. Пластов учился на скульптурном отделении МУЖВЗ у знаменитого скульптора С. М. Волнухина. Параллельно он учился живописи у таких крупных мастеров как А. М. Васнецов, А. Е. Архипов, А. М. Корин, А. С. Степанов и Л. О. Пастернак. После революции А. Пластов жил в Прислонихе, где крестьянствовал, одновременно занимаясь живописью. Лишь к концу1920-х годов он смог окончательно вернуться к профессиональной художественной деятельности. В 1931 году дом А. Пластова в Прислонихе сгорел, погибли почти все его работы. В сорок лет художнику пришлось начинать всё заново. Но Аркадий Пластов обладал чудовищной работоспособностью, к концу его жизни, через 40 лет после пожара, количество его произведений насчитывало около10 000! Одних портретов его односельчан несколько сотен! А.А. Пластов был убеждённым реалистом. Всякие модернистские выверты, измышления чего-то там этакого оригинального, доселе невиданного, были ему ненавистны. Он просто жил и любовался красотой окружающего его мира. Подобно всем без исключения многим русские художникам-реалистам, А.А. Пластов знал, что главное для художника - увидеть эту красоту и максимально искренне передать её на холсте. Красивость не есть правда, правду прекраснее любых фантазий. Каждый мазок, каждую чёрточку на полотне А. Пластов многократно проверял в работе с натуры. Естественность, полное отсутствие манерности, отличает этого замечательного советского художника. Аркадий Пластов вполне осознавал себя продолжателем национальной русской художественной школы. В родной природе средней полосы России он видел чарующие краски старинных русских икон. Эти краски живут на его холстах: в золоте хлебных полей, в зелени травы, в красных, розовых, голубых одеждах крестьян. В 30-е годы А.А. Пластов работал много и плодотворно, но главные по значимости свои картины, поистине шедевры, были созданы им в годы войны. Война воспринималась художником как трагедия народа, как посягательство на естественные, простые законы бытия. Ярким примером таких произведений Аркадия Пластова является его картина "Фашист пролетел", написанная в 1942 году. Нерушимость законов мирной жизни, нерушимость сил народа - это классически сдержанная и красивая картина "Жатва", написанная в 1945 году. Трагедия войны тут не явна, она читается в отсутствии отцов и старших братьев детей, сидящих рядом со стариком крестьянином. Нельзя прекратить и остановить естественное течение жизни. Её торжество в ярких солнечных лучах, в буйном цветении трав и цветов, широте российского пейзажа, простой и обыденной радости труда на родной земле. Пример – знаменитая картина А. Пластова "Сенокос", написанная в победном 1945 году. В лучших своих работах, написанных в более поздний период, А. Пластов не уронил планку. Примерами могут служить такие его картины как "Родник" (1952 г.), "Юность" (1953-54 гг.), "Весна" (1954 г.), "Лето" (1959-60 гг.), "Ужин трактористов" (1951 г.). Не случайно названия многих этих картин носят обобщающий характер. У Аркадия Пластова была уникальная способность даже самые обычные события реальной жизни превращать в идеальный образ, раскрывая их скрытый, истинный смысл и значение в общей системе устройства мира. Вот молодая женщина на минутку выскочила из бани, чтобы получше укутать ребёнка ("Весна", 1954 г.). Разве не похожа она на красавиц из "Весны" и "Рождения Венеры" С. Боттичелли? Мечтает, глядя куда-то вдаль, мальчишка ("Витька-подпасок", 1951 г.). Разве не похож он на молодого человека из "Завтрака на траве" Э. Мане? А девушка, у родника с коромыслом на плечах ("Родник")? Не является ли она таким же примером женской красоты, как и девушка из "Источника" Д. Энгра? Простое человеческое счастье, невыразимо тёплое ощущение бытия буквально изливаются на зрителя с полотен художника. Но Русь, которую так любил А.Пластов, частицей которой он себя ощущал, уже при его жизни уходила в прошлое. Одна из последних больших картин Аркадия Александровича Пластова, написанная в 1969-70 г., так и называется - "Из прошлого". На ней изображена крестьянская семья в поле, во время короткого отдыха. Всё так ясно, просто, обыденно и понятно. Но это уже Русь уходящая. Александр Гремитских |