Стили и жанры
|
СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК НИКИТА ПЕТРОВИЧ ФЕДОСОВ (1939-1992)06.01.2011
Талантливый советский живописец Никита Петрович Федосов родился в Москве в 1939 году. С раннего детства, ещё в детском саду, мальчик пристрастился к рисованию. Желание зарисовать всё увиденное у него проявилось уже в раннем детстве. В десятилетнем возрасте Никита Федосов поступил в Московскую художественную спецшколу при МГХИ имени В. И. Сурикова. Там на него обратила пристальное внимание преподаватель живописи Марина Андреевна Иванова. Ученики школы выезжали на практику во многие старинные русские города, однако на Никиту Федосова наибольшее впечатление произвёл Русский Север. Сказочные Кижи … Широкая гладь озера, разноцветные сполохи закатов, какая-то особенная тишина и неземной покой. В первый раз мальчик увидел Кижи в одиннадцать лет. С тех пор Никита Федосов часто ездил сюда, подолгу тут жил, много работал. Второе место в России, где Никита Федосов, уже став взрослым человеком и зрелым художником, много жил и писал, - это Академическая дача художников имени И. Е. Репина в Тверской области с живописной рекой Мстой, вытекающей из красивейшего озера Мстино. Магия этих мест произвела на художника глубочайшее впечатление: «Во всем ощущается единая, гармоническая связь всего – и домов, и сараев, и луга, и леса, звезд над головой». В 1956 году Никита Федосов становится студентом Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова, учится живописи у известного советского художника Дмитрия Константиновича Мочальского. Он продолжает творческие поездки на Русский Север, так поразивший его в детстве, много пишет с натуры, запечатлевая памятники русского деревянного зодчества. Больше всего Никита Федосов любил писать пейзажи, считая пейзаж самым высоким жанром в живописи. Но первую славу ему принесли не пейзажи, а тематическая картина «На Двине». Эта дипломная работа молодого художника произвела настоящую сенсацию. О Никите Федосове заговорили не только в институте, но и в профессиональной среде. Впоследствии, 1960-е – 1970-е годы, Никита Федосов часто писал большие жанровые картины, но они были заказными, и часто приходилось их делать наспех, отнимая время у творческих командировок. Это не устраивало художника. Совместно с тремя молодыми художниками, Никита Федосов создал группу из четырех человек. Туда, кстати, входил и Михаил Кугач, сын патриарха советской живописи Юрия Петровича Кугача. Эта группа полностью отошла от создания тематических картин с целью писать деревенские пейзажи. В 1963 году Никита Федосов поступил в аспирантуру Академии художеств и был зачислен в мастерскую знаменитого мастера советской живописи Б. В. Иогансона. В это время Н. Федосов продолжал ездить на этюды на Онежское озеро, но поездки эти становились всё более редкими. В 1970 году Федосов купил дом в глухой деревушке Вели в тогда ещё Калининской области, неподалёку от Академической дачи художников в различных деревнях вокруг которой уже давно обосновались к этому времени многочисленные ленинградские и московские художники. Среди них были такие известные мастера советской живописи как Фёдор Решетников и его жена Лидия Бродская, Юрий Кугач, Братья Ткачёвы, Владимир Токарев со своей женой Александрой Токаревой, и многие другие. Эти места завораживали своей красотой, живописностью, тишиной, поэтичностью. В Велях художник упоённо работал с утра до вечера. Или пропадал где-то на этюдах, или писал у себя в мастерской, под которую была выделена отдельная изба. С Велями у Никиты Федосова связаны целых пятнадцать лет тихой, неспешной жизни, счастливого, постоянного творчества, посвящённого деревенскому пейзажу. В 1985 году Никита Петрович Федосов вместе с семьёй переехал в расположенную неподалёку деревню Вёшки, где продолжал активно и напряжённо работать. В мае 1992 года вместе с сыном Васей художник приехал в Вёшки подготовить дом к переезду на лето. Сын вскоре вернулся в Москву на занятия, а Никита Федосов не вернулся домой никогда … Он ушел из жизни неожиданно, трагически и странно. |