Стили и жанры
|
ТВОРЧЕСТВО ЭНВЕРА ДЗЕРУЛОВИЧА ИШМАМЕТОВА08.01.2011
Советская живопись подарила миру множество произведений различных авторов, выполненных в стиле реализм. Одним из самых ярких и заметных является творчество Энвера Дзеруловича Ишмаметова, создавшего целую галерею различных образов. Этот художник писал портреты и пейзажи, а также часто возвращался к теме анималистики. Среди портретов художника Ишмаметова выделяется женский портрет «Татарочка». Стиль импрессионизма, выбранный автором для выполнения этого произведения, несомненно, очень удачен. Благодаря этому стилю художнику удалось избавиться от мелких деталей и сосредоточить внимание зрителя на смысловом содержании картины. Собственно изображение женщины, в отличие от схематичного фона, очень точно. Благодаря хорошо схваченному свету лицо выглядит очень выразительным и живым, несмотря на то, что изображено в профиль. Как известно, передать взгляд и выражение лица в профиль во много раз сложнее, но, тем не менее, Энвер Дзерулович Ишмаметов блестяще справился с этой задачей. «Татарочка» - картина, лишённая каких-либо нарочитых декоративных эффектов, раскрывает перед зрителем основную тему соцреализма, его простоту и лаконичность. Крымский пейзаж «Ай-Петри», написанный художником в 1964г., показывает талант Энвера Дзеруловича Ишмаметова не только как портретиста, но и как автора превосходных пейзажей. Шикарные изумрудные кроны деревьев на фоне белоснежных гор – это традиционное раскрытие темы летнего пейзажа в советской живописи. Картина, изображающая пейзаж Крыма, буквально дышит летним теплом и не теряет своей актуальности даже сейчас, спустя почти полвека после написания. Для масляной живописи это, конечно, не срок, однако не стоит забывать о том, что южных пейзажей сотни, и выбор среди них по-настоящему интересного и яркого произведения непрост. Уникальность «Ай-Петри» в хорошо развитом у художника чувстве цвета. Фактически картина на две трети представляет собой компоновку различных оттенков зелёного – от нежно-салатового до самого тёмного. Это должно было бы зрительно «утяжелить» её, сделать слишком контрастной и перегруженной тёмными тонами. Но этого удивительным образом не произошло, автору удалось сделать свой пейзаж Крыма лёгким и, несомненно, цельным произведением, достойным любой коллекции. Несмотря на мастерство и многолетнюю практику, немногие художники решаются на написание автопортрета. Происходит это по разным причинам, например, по вине отсутствия хорошей фотографической памяти или неспособности работать в реалистичной манере. Энверу Дзеруловичу Ишмаметову автопортрет явно удался, что говорит о его высоком мастерстве как художника. Автопортрет о котором идёт речь был написан ещё в 1938 году во время учёбы в Суриковском институте. Эта работа разительно отличается от более поздних мужских портретов художника, прежде всего тем, что она явно более скрупулёзно проработана. В ней учтено всё до мелочей – цвет фона, какие-то книги на заднем плане картины, свет, падающий из окна. Сама фигура художника написана вполоборота и заметно менее чёткая. В прорисовке одежды можно заметить множество отрывистых, будто случайных, линий. Скорее всего, автор таким образом хотел показать динамику, некое непостоянство, отличающее его от точного, но статичного обрамления. Среди картин советских художников этот мужской портрет, несомненно, занимает видное место. Творчество Энвера Дзеруловича Ишмаметова – одно из самых заметных среди советских мастеров масляной живописи. Его манера письма во многом уникальна и открывает перед зрителем соцреализм совершенно с иной стороны. Картины этого художника определённо заслуживают самой высокой оценки. Выбирая картину в подарок или решая купить картину для украшения домашнего интерьера, стоит принять это во внимание. Анна Ковалёва |