Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

Ольга Григорьевна Светличная (1915–1997)

10.01.2011

Известная московская художница, жена патриарха советской живописи Юрия Петровича Кугача и родная тётка другого известного советского художника - Никиты Федосова, мастер лесного пейзажа Ольга Григорьевна Светличная родилась в селе Ивановское Юхновского района Калужской области в 1915 году в семье сельских учителей. Впоследствии Ольга Григорьевна, уже будучи маститой художницей, вспоминала о своём детстве, проведённом в сельской глуши, с большой теплотой.  Красота родной природы на всю жизнь стала главной темой в творчестве художницы.

Способности к рисованию и страсть всё срисовывать и зарисовывать проявились у будущей художницы ещё в детском возрасте. Её мать Валентина Васильевна как могла поощряла желание дочери рисовать. Она где-то доставала книжки с репродукциями картин, которые Оля копировала с поразительной точностью и старанием.

В 1929 году Ольга Светличная поступила в Московское художественное училище памяти 1905 года, которое окончила в 1932 году.

1934 год был ознаменован для неё поступлением в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова на факультет станковой графики. В 1937 году Ольга Светличная перешла на живописный факультет того же института в мастерскую  С.В. Герасимова и Н.Х. Максимова.

В 1946 году Ольга Светличная закончила институт, и в этом же году была принята в члены Союза художников. С 1950 года Ольга Григорьевна Светличная постоянный участник московских, республиканских и всесоюзных выставок.

В 1959 году в деревне Малый городок, неподалёку от Академической дачи художников в Тверской, тогда ещё Калининской области, муж Ольги Светличной Юрий Кугач построил дом-мастерскую, куда семья художников переселилась практически на постоянное место жительства из Москвы. Ольга Григорьевна начала частенько писать цветы в саду. Помимо лесных пейзажей и деревенских пейзажей в её творчестве всё чаще стали встречаться натюрморты с цветами. Особенно ей удавались анютины глазки, при этом больше всего она любила тёмно-синие и лиловые.  Её анютины глазки написаны мягко, и как бы светятся глубинным лиловым светом, что подчёркивает обрамление из тёмно-зеленых листьев. Цветы Ольги Светличной удивительно реальные, влажно мягкие, изумительные по красоте колорита...

Художница очень любила лес. Там она чувствовала себя как дома, знала все тропинки, все мало-мальски заметные деревья, великолепно ориентируясь в лесу, даже в незнакомых ей местах. Но особенно Ольга Григорьевна Светличная любила берёзы. Берёзки – это её страсть. Художница писала их буквально с портретным сходством. В зимних пейзажах они предстают у неё окутанные снегом и инеем на фоне ярко-голубого неба, в весенних пейзажах – едва покрытые первой зеленью, в летних пейзажах - в торжествующем зеленом наряде, а в осенних пейзажах – в ярких золотых одеждах.

Ольга Светличная, обладая незаурядным художественным даром, стремилась максимально правдиво передать прелесть столь дорогой её сердцу русской природы…

Светличная все свои работы писала с натуры. По воспоминаниям её мужа, Юрия Петровича Кугача, она частенько вставала на лыжи и уходила за несколько  километров от дома, где по нескольку часов жадно писала понравившийся ей мотив.

Я хорошо помню Ольгу Григорьеву Светличную. Мой отец, Владимир Георгиевич Гремитских, учился вместе с ней и с  Юрием Петровичем Кугачом как в художественном училище памяти 1905 года, так и в Суриковском институте у Сергея Герасимова. Отец часто бывал в творческих потоках на Академичке, а я проводил там вместе с ним почти все зимние и летние каникулы. Ольга Григорьевна была приятной, отзывчивой женщиной, прекрасной матерью, женой и хозяйкой. Никогда не забуду чуть грустный взгляд её добрых лучистых глаз. Помню, как она писала натюрморт с цветами, летний пейзаж…

Тогда я ещё не понимал, что на моих глазах рождается очередной шедевр.

Теперь, в зрелые годы, это понимание пришло. Что ж, лучше поздно, чем никогда.

  

Александр Гремитских

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..