Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ГОРЛОВ

13.01.2011

Художники Николай Николаевич Горлов (слева) и Владимир Георгиевич Гремитских на выставке Объединения 12-ти московских живописцев, которая открылась в Москве на Кузнецком Мосту в декабре 1978 года.
Художники Николай Николаевич Горлов (слева) и Владимир Георгиевич Гремитских на выставке Объединения 12-ти московских живописцев, которая открылась в Москве на Кузнецком Мосту в декабре 1978 года.

Я хорошо помню известного московского художника Николая Николаевича Горлова. Они с моим отцом, Владимиром Георгиевичем Гремитских вместе учились в институте и дружили до конца жизни. Николай Николаевич Горлов родился в 1917 году в Омске. Он рано остался круглым сиротой и после непродолжительной жизни в семье дяди попал в местный детский дом. Порядки там были точь в точь такие, как описаны в бессмертном романе Ильфа и Петрова «12 стульев». Дети вечно недоедали, ходили голодные и оборванные, ну, Колька Горлов и сбежал оттуда. Потом он долго беспризорничал, воровал, стал профессиональным карманником.

«Помню, - рассказывал он на 50-летии моего отца, - приехал я в Москву в мае месяце на крыше товарного вагона, замёрз как цуцик, а на перроне доски такие гладкоструганные, тёплые. Я по ним босыми ногами иду, жмурюсь от удовольствия! И тут мне на плечо чья-то тяжёлая лапа, бац! Чекисты! И отправили они меня прямиком в колонию к Макаренко в коммуну № 2.»

Было это уже в 1934 году. В коммуне Горлова почти сразу зачислили в оркестр барабанщиком, стали обучать столярному делу. Вскоре он уже мог самостоятельно сделать шкаф со всеми, полагавшимися тогда, резными украшениями. Но самое главное, он стал в коммуне заниматься в изостудии под руководством А.П. Хотулёва. Уже в 1936 году на выставке в Москве было выставлено 20 работ Николая Горлова маслом, карандашом, углем и пером на тему о беспризорниках. В это число входили и пейзажи, сделанные им в окрестностях коммуны.

К пребыванию Николая Горлова в коммуне относится весьма курьёзный случай, описанный А.С. Макаренко в его «Педагогической поэме». Приехал к ним в коммуну А.М. Горький, привёз с собой гремевшего тогда на весь мир французского писателя Ромена Роллана с супругой. Был у француза красивый, такой, золотой брегет на толстой золотой цепочке. Хотел было Ромен Роллан на время посмотреть, а рыжим бочатам ноги приделали!  Тогда Макаренко собрал вокруг себя всех воспитанников и предложил под угрозой роспуска коммуны вернуть часы владельцу, дав на это 2 минуты.

«Тут ребята, - рассказывал Николай Николаевич Горлов на том же юбилее, - ну, давай меня под микитки толкать! Делать нечего! Через минуту с четвертью, ребята по часам заметили, я сзади подошёл к французу, положил ему часы назад в кармашек, а для форсу ещё и цепочку к брюкам пристегнул.» Тогда Антон Семёнович Макаренко не стал допытываться кто это сделал, а нам, вот, Николай Николаевич рассказал.

Не знаю, правду ли он рассказывал, но при этом он умудрился незаметно вытащить у моего отца бумажник из кармана пиджака, демонстративно положил его перед собой на стол, а потом также незаметно вернул бумажник обратно отцу в карман. Мы все сидели за большим круглым столом, во все глаза глядели на Николая Николаевича, слушая его рассказ, и ничего не заметили! «Помнят пальчики-то, - смеялся он, - а уж больше 30 лет как не воровал!»  Надо сказать, что «пальчики» были у него толщиной с сардельку, а сам Николай Николаевич Горлов был здоровенный детина, который никогда ничем не болел.

Болел, правда, один раз в жизни, но уж такой редкой болезнью, что во всём мире было только 5 или 6 таких случаев. Грибок у него какой-то в крови завёлся. Со всего мира, из Америки, из Европы врачи к нему приезжали, лекарства привозили. Еле выжил. У уникального человека и болезнь была уникальная! Интересно, сейчас бы стали с ним так возиться?

Впрочем, пора сказать о Николае Николаевиче Горлове и как о художнике.

В 1937 году директор Художественного института им. В.И. Сурикова Игорь Эммануилович Грабарь посетил коммуну имени Дзержинского и, увидев работы Николая Горлова, зачислил его безо всяких экзаменов сразу на 2-й курс института.

В Суриковском институте Николай Николаевич Горлов был учеником таких знаменитых советских художников как Борис Владимирович Иогансон и Сергей Васильевич Герасимов. Свою дипломную работу «Штурм Зимнего дворца» он написал в 1942 году под руководством И.Э. Грабаря. В следующем, 1943 году, Николай Николаевич Горлов был принят в члены Союза художников.

В 1963 году в Омске, на родине художника, была организована персональная выставка его произведений.

В декабре 1979 года на выставке объединения 12-ти московских живописцев в Москве на Кузнецком Мосту, Николай Николаевич Горлов выставил 23 работы. Среди них мне особенно запомнились крымский пейзаж «Гурзуф» (1975 г.); женские портреты «Мать» (1957 г.), «Вика» (1958 г.) и «Таня» (1968 г.); тонкий весенний пейзаж «Весна. Саввинская слобода» (1968 г.); великолепный, дышащий морозом, зимний пейзаж «Таруса. Иней» (1973 г.); очень красивая работа «Крым. Интерьер» (1975 г.) и 2 осенних пейзажа «Московский кремль. Осень» (1968 г.) и «Московская Консерватория. Осень» (1973 г.) – одна из лучших его работ.

Вообще, Николай Николаевич Горлов много работал в жанре городского пейзажа, очень любил писать Москву. После него осталось множество московских пейзажей, самых разных мест Москвы, от небольших картонок до огромных холстов.

Умер Николай Николаевич Горлов в так любимой им Москве в 1987 году. Ненадолго пережило его и Советское государство в один год с которым он родился, которое из него, вора и беспризорника сделало уважаемого человека и выдающегося художника.

Не думайте, что у меня тоска по Советам, но было что-то такое в этом времени притягательное и героическое, жестокое оно было, это время, но люди были добрые, какие-то светлые и чистые. Вот по таким людям у меня и тоска.

 

Александр Гремитских

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ
..