Стили и жанры
|
СОВЕТСКИЙ НАТЮРМОРТ16.01.2011
Чтобы любить живопись, совсем необязательно быть искусствоведом. Чтобы купить натюрморт, достаточно руководствоваться лишь собственным вкусом и желанием видеть вокруг себя красивые вещи. Советская живопись в жанре натюрморта пользуется и богатым опытом чувственно-реалистического изображения предметов, накопленным голландцами, начиная с 17 века, и утончённой манерой импрессионистов, и находками модернизма в области эклектики чётко очерченных геометрических фигур с плавными линиями живой натуры. Виртуальная галерея «Советская живопись» представлена разнообразными в стилевом отношении натюрмортами, хотя большую часть составляют натюрморты с цветами. Именно они позволяют художникам передать хрупкую красоту жизни. Излюбленные цветы советских художников – сирень, розы, пионы, флоксы. Если вас привлекает застывшая красота, где цветы словно позируют, прихорошившись, пригладив лепесток к лепестку, вам придётся по душе натюрморт с сиренью Игоря Павловича Рубинского «Сирень». Совсем другая сирень изображена на нескольких натюрмортах Владимира Георгиевича Гремитского – живая, немного растрёпанная красавица. Импрессионистическая манера художника позволяет запечатлеть на картине и порыв ветра, и опадающие лепестки, и даже пространство словно закручивается в вихре вокруг главного элемента композиции – веток сирени. Ещё больше возможностей для выражения чувств, для своеобразной игры в ассоциации со зрителем предоставляют В.Г. Гремитских розы. Ярко-красные на натюрморте с розами «Розы», бледно-розовые на картинах «Розовые розы», «Розы Гурзуфа», они подойдут к любой цветовой гамме в интерьере и послужат прекрасным выбором картины в подарок. Но натюрморты советских художников – это не только картины с цветами. Присмотритесь к замечательной картине маслом «Натюрморт с книгами». Она написана Григорием Мееровичем Гордоном в его мастерской на Верхней Масловке в Москве. По классической схеме построения натюрморта центр композиции – стопка книг и два кувшина с карандашами - помещается на среднем плане; на переднем плане салфетка, которая служит увертюрой к изображению. Роль третьего плана выполняет фон, который в отличие от традиционной манеры изображения в виде нейтрального пространства дополняет небольшая картина с женским силуэтом. Строгие линии, неброская цветовая гамма позволяют найти место такой картине в кабинете, офисе, библиотеке. Если вы хотите купить картину, перед которой ваши гости будут останавливаться, пытаясь разгадать ее загадку, то обратите своё внимание на картину художника В.Г. Гремитских «Натюрморт с цилиндром». Картина маслом посвящена 150-летию со дня смерти А.С.Пушкина. Однако она вызывает ассоциации и с театром начала 20-го века, и с неподражаемым Вертинским. Гипсовая маска на стене перекликается своей белизной с перчатками, небрежно брошенными на цилиндр, на переднем плане трость с позолоченной ручкой, рядом лежит книга. В этом натюрморте главное не светотени, линии, контрасты, соотношение планов, а погружение в прекрасный мир вещей. Многим импонируют натюрморты из предметов скромного домашнего обихода, которые на картинах советских художников приобретают одухотворённость. Таковы «Натюрморт с рыбами», «Натюрморт с раками» Юрия Михайловича Сочнева, «Копчёная рыба» Владимира Георгиевича Гремитских. Кто сказал, что натюрморт – это мёртвая натура? Под рукой мастера она оживает и готова радовать каждого, кто захочет купить картину. Татьяна Савельева |