Стили и жанры
|
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - ИСКУССТВО ВИДЕТЬ ЖИЗНЬ.18.01.2011
Для современного человека соцреализм воспринимается как своего рода временный, проживший свой недолгий век жанр в искусстве. Действительно, его расцвет пришёлся на недолгий по художественным меркам период от тридцатых до начала восьмидесятых годов ХХ века. Традиционное представление о социалистическом реализме как о жанре масляной живописи это «изображение демонстраций, парадные портреты и картины с участием вождей революции». Это представление мало соответствует истине. В действительности соцреализм не имел под собой такой мощной идеологической направленности, как ему принято приписывать. Большинство картин советских художников направлено не на прославление величия партии, а на описание жизни простых обывателей и запечатление красот природы. Вряд ли «Школьницу» Бориса Казимировича Трусковского или «Каменщицу» Владимира Георгиевича Гремитских придёт в голову счесть укрепляющими идеологию портретами. Социалистический реализм как жанр представляет собой способ видения жизни, некое восприятие художниками окружающей их действительности. Это намеренный отказ от визуальных и декоративных эффектов в своём творчестве, искажающих реальность. Возможно, этим объясняется и то, что большинство картин, написанных в жанре соцреализма, являются образцами масляной живописи - произведения, созданные в технике акварели или темперы, весьма редки. Авторы портретов и пейзажей, созданных в рамках этого жанра, стремились, прежде всего, к точной передаче увиденного. Примером тому может служить «Портрет художника Щупака» Валерия Ковинина или «Пристань в Ставрополе» Владимира Гремитских. Обе эти картины отличает потрясающая реалистичность, которая позволяет рассмотреть всё вплоть до мельчайших деталей. Настоящая работа художника-реалиста, заключалась даже не в филигранном владении кистью, а в том, насколько он сможет передать прелесть мгновения, не приукрашивая его. Истинная ценность картин советских художников, будь то натюрморты, портреты или пейзажи, обусловлена умением автора увидеть красоту даже в самых обычных ситуациях и вещах. В наши дни произведения в жанре соцреализм уникальны. Они достоверно рассказывают зрителю о жизни страны, которой больше не существует. Вряд ли кому-нибудь из современников придёт в голову писать такие картины, например, как «Колхозное собрание» или «Первый трактор». Советский Союз, с его особенной направленностью культуры это своего рода Атлантида, о которой сейчас можно судить лишь по произведениям искусства, документам и воспоминаниям людей, заставших эту эпоху. Социалистический реализм для людей нашего времени - ещё один шаг в понимании этой, без сомнения, великой страны. Именно через изобразительное искусство легче всего раскрывается истинная жизнь людей. Картины передают не только характер отдельного человека, или, скажем, красоту какого-нибудь конкретного места, они в миниатюре отражают всё происходящее в стране. Советская живопись очень чутко реагировала на это, однако, оставаясь верной своему главному принципу – красота в простоте. Галерея картин, относящихся к жанру социалистического реализма, поражает своим разнообразием. Каждое произведение является особой историей, рассказывает о чём-то конкретном. Этот жанр открывает нам новые страницы в изобразительном искусстве советского периода, позволяет заглянуть в самые разные уголки страны – от залитого солнцем Крыма до заснеженных лесов средней полосы. Даже стиль исполнения произведений в данном случае играет не такое уж большое значение. Тонкая проработка картин, свойственная реализму или отрывистая манера импрессионизма, - всё это лишь оболочка, лишь способ подачи основной идеи, задуманной автором. И, поскольку направленность соцреализма на описание природы и жизни простых людей очевидна, то для всех картин, выполненных в этом стиле, характерна подача одной основной идеи – даже в обыденности можно уловить подлинную красоту. Анна Ковалёва |