Стили и жанры
|
ТЕМА ГОРОДСКОГО ПЕЙЗАЖА В СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ21.01.2011
Галерея сайта «Советская живопись» предлагает вниманию зрителя более двадцати картин, посвящённых теме городского пейзажа. Здесь можно найти и интересные виды различных городов, и изображения старинных церквей и храмов. Созданные советскими художниками работы на тему города позволяют по-новому взглянуть на окружающую нас действительность, увидеть в ней нечто свежее и интересное. «Собор в Суздале» Энвера Дзеруловича Ишмаметова – типичный пример пейзажа города с изображением храма. Вообще храмовая тематика в произведениях, относящихся к советской живописи, очень заметна. Не затрагивая напрямую скользкий вопрос религии, советские художники всё же описывали в своих работах красоту церковной архитектуры и её одухотворённость. Зимний пейзаж «Собор в Суздале» это только подтверждает. Картина не обременена лишними деталями и кричащими цветами, наоборот, выполнена в приглушённых тонах. Это придаёт ей то спокойствие и умиротворённость, которую мы испытываем, глядя на храмы вживую. Примечательна маленькая человеческая фигурка в левом нижнем углу картины. С её помощью автор оживил свой пейзаж, добавив ему смысла и законченности. В то же время, если вдуматься, это может символизировать величие созданных человеком творений, будь то храмы или дворцы, и незначительность самого человека по сравнению с тем, что он создаёт. Написанный в стиле реализма, этот пейзаж зимы заставляет задуматься и потому отлично подходит для пополнения домашней коллекции, где станет неоценимым экспонатом. Более тепло и празднично выглядит крымский пейзаж «Домик А.П. Чехова в Гурзуфе», написанный Владимиром Георгиевичем Гремитских в середине 70-х годов прошлого века. В галерее картин, посвящённых пейзажам города, эта работа выделяется, прежде всего, яркостью красок, которые ей подарила щедрая южная природа. Стоит также обратить внимание на интересную композиционную составляющую – этот пейзаж не содержит привычной глазу ровной линии горизонта. Пространство словно исчерчено расположенными на нём объектами. Груда камней, зелёный склон холма, голубоватые силуэты гор, - всё это делает летний пейзаж Владимира Георгиевича похожим на аккуратно собранную из кусочков мозаику. То, что картина написана в стиле импрессионизм, только усиливает впечатление. Для яркой, жизнелюбивой личности лучшей картины в подарок просто не найти. Городские пейзажи, написанные советскими художниками, существенно отличаются друг от друга, как техникой, так и заложенной в них идеей. Есть пейзажи, заставляющие задуматься, есть дающие возможность немного передохнуть, а есть и такие, глядя на которые хочется немного помечтать. Как раз один из таких – «Ленинские горы», принадлежащий кисти всё того же Владимира Георгиевича Гремитских. Это настоящий шедевр советской масляной живописи, если не по технической составляющей, то по духу. Набросанный весьма схематично, этот пейзаж города, тем не менее, невозможно не заметить. Казалось бы, ничего необычного. Белёсое московское небо освещает случайных прохожих, теряющуюся в дымке реку и едва различимый город. Но в этом-то и кроется вся прелесть картины. Той Москвы, на которую смотрят люди с холста, нам уже не увидеть. Она стала всего лишь прошлым, и только через эту картину мы можем посмотреть на неё, вспомнить или представить, какой она была. Картины советских художников, освещающие тему городского пейзажа, показывают нам самые разные уголки нашей страны. С их помощью мы можем увидеть, каким был город в ХХ веке, чем он жил. Советская живопись в этом смысле – некий мостик между поколениями, соединяющий прошлое с настоящим. Анна Ковалёва |