Стили и жанры
|
МОСКОВСКИЙ ХУДОЖНИК НИКОЛАЙ СОЛОМИН (1916-1999)23.01.2011
Николай Константинович Соломин, заслуженный художник РСФСР, родился в 1916 году. После окончания семилетней школы в 1931 году поступил в Московское художественное училище памяти 1905 года. Первые три года Николай Соломин занимался на оформительском отделении, затем перешёл на отделение станковой живописи, которым в то время руководил Николай Петрович Крымов, ученик Валентина Серова и Константина Коровина, вошедший в историю русского изобразительного искусства, да и советской живописи, как один из лучших мастеров пейзажа. В 1936 году, по окончании училища, Соломин был без экзаменов зачислен в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова. Так просто без экзаменов туда не зачисляли, нужно было определённый талант иметь. Работа молодого художника над дипломом была прервана участием в Великой Отечественной войне и завершилась после демобилизации из армии в 1948 году. В том же 1948 году Николай Константинович Соломин был принят в члены Союза художников. С этого же года он становится постоянным участником московских, республиканских и всесоюзных выставок. В 1974 году ему было присвоено звание заслуженного художника РСФСР. Персональные выставки Николая Константиновича Соломина проходили в Москве в 1976 и в 1985 годах, а в 2000 году состоялась посмертная персональная выставка художника.
Но мне почему-то больше всего запомнились работы Н.К. Соломина, экспонировавшиеся на выставке Объединения Двенадцати московских живописцев, открывшейся в Москве на Кузнецком мосту в декабре 1979 года. На той выставке он экспонировал 21 работу. Из них 12 работ было выполнено в технике масляной живописи, а остальные в технике пастели. Интересно, что довольно большая работа «Женский портрет (Валя Денисенко)» (1976 г.) 80х66 см была выполнена пастелью на замше, весьма редкий материал для живописи. А другой женский портрет примерно того же размера 80х60 «Девушка с косой (Портрет Тамары Потаповой)» (1974 г.) был выполнен в достаточно редкой смешанной технике масляной живописи и пастели на холсте. Интересно было и то, что в технике пастели на оргалите была выполнена довольно большая, 72х115 тематическая картина «У правления колхоза» в стиле социалистического реализма.
Николай Константинович Соломин был ярким представителем русской реалистической школы живописи, реалистической до тщательной проработки, выписанности каждой мельчайшей детали, причём до такой степени, что его даже упрекали в натурализме. Примерами такой живописи Николая Соломина могут служить экспонировавшиеся на упомянутой выставке его «Натюрморт с грибами», холст, масло, 40х60 (1960 г.) и «Натюрморт с гипсовым барельефом», оргалит, пастель, 100х70 (1974 г.). Как видите, пастели Н.К. Соломина зачастую были довольно внушительного размера, что у советских художников было большой редкостью. Вообще, в технике пастели советская живопись знает довольно мало работ. Николай Константинович Соломин тут является редким исключением.
В заключение следует добавить, что работы Николая Соломина находятся в ГТГ и в более чем двадцати региональных музеях России.
Умер Николай Константинович Соломин в 1999 году в Москве.
Александр Гремитских
|