Стили и жанры
|
ПЕЙЗАЖ В СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ24.01.2011
Ничто так не объединяет человека и природу, как пейзаж. Этот жанр передаёт не столько даже красоту того или иного места, сколько отношение автора к нему. Российская масляная живопись богата пейзажами, однако мы остановимся на тех, которые были написаны в советскую эпоху. Картины советских художников, посвящённые пейзажам, будь то весенние пейзажи, пейзажи города или деревенские пейзажи, отличает удивительная реалистичность изображения. Тем не менее, за ней нередко можно усмотреть поистине глубокий смысл и даже целую историю, рассказанную художником на холсте. Многие пейзажи, особенно написанные в стиле импрессионизма, кажутся немного нереальными и сказочными. В них чувствуется некая недосказанность, словно автор позволяет зрителю самому додумать сюжет своей картины. Такова, например, работа «Зимнее утро» Владимира Фёдоровича Токарева. Никаких далей – вся картина скорее напоминает эскиз, чем полноценное произведение. Художник словно набросал контур, оставляя за зрителем право подхватить и довершить начатый образ, раскрыть красоту морозного зимнего утра. Зимний пейзаж «Ель и берёзы», написанный Владимиром Георгиевичем Гремитских в этом же стиле, тоже может многое рассказать. Картина написана с потрясающей лёгкостью, чувствуется, что автор не стремился к доскональной передаче увиденного, а, скорее, хотел передать общее настроение и красоту. В этом лесном пейзаже тоже представляется возможным многое додумать. Более или менее чётко прописаны только деревья, причём они окружены неясными мазками, передающими не то свет, не то необычайно яркий фон. Такие пейзажи всегда притягивали к себе внимание как коллекционеров, так и простых любителей масляной живописи. Вернее всего интерес к ним не иссякнет и спустя многие десятилетия, поэтому возможность купить картину на сайте представляется поистине уникальной. Приверженность советских художников к теме пейзажа объясняется ещё и стремлением охватить в своих работах как можно больше, познать и показать самые разные уголки страны. Галерея картин сайта «Советская живопись» насчитывает более двухсот посвящённых пейзажам работ, география которых простирается от северной России до Крыма и Узбекистана. В отличие от лесных пейзажей, где художники могли себе позволить некоторую вольность в исполнении, пейзажи деревни отличаются максимальной приверженностью к реализму. Это объясняется специфичностью деревенского пейзажа. Этот вид живописи достаточно легко ненамеренно из реального превратить в сказочный, поскольку многие старые сёла и деревни сами по себе напоминают иллюстрации к русским сказкам. Показать в этих условиях реальную жизнь деревни - очень непростая задача для любого автора, однако советским художникам она оказалась по силам. Яркий пример тому – картина «Деревня» кисти Владимира Георгиевича Гремитских. Это хорошо прописанный пейзаж, сочетающий в себе и достоверность, и настроение лёгкой осенней меланхолии. И жмущиеся друг к другу деревенские домики, и виднеющиеся вдалеке просторы полей – всё это как нельзя показывает зрителю реальную деревню, ту, которую видел своими глазами автор и которую постарался сохранить для потомков на своём холсте. Этим качеством обладают многие пейзажи деревни, представленные на сайте. В целом тема пейзажа раскрыта в произведениях советских художников очень полно и подробно. Есть картины, заставляющие задуматься, есть приносящие уют и ощущение тепла, есть и такие, которые, при всей своей реалистичности напоминают сказочные сюжеты, так что выбор при покупке картины весьма непрост. Анна Ковалёва |