Советская живопись

Найти картину по теме или автору По цене от до рублей

КЛАВДИЯ АЛЕКСАНДРОВНА ТУТЕВОЛЬ

24.01.2011

1 декабря 2009 года в Москве открылась выставка «Три поколения», приуроченная к семидесятилетию Мастерской монументальной живописи Института имени В.И. Сурикова. Название выставки связано с тремя руководителями этой мастерской. Основателем её был советский художник Александр Александрович Дейнека (1899-1969), чьё имя в рекомендациях не нуждается. Его преемницей на этом посту была выдающаяся художница Клавдия Александровна Тутеволь (1917-1980), любимая ученица А.А. Дейнеки, которую он считал наиболее талантливой из всех своих учеников.  На сегодняшний день руководителем мастерской монументальной живописи является профессор Евгений Николаевич Максимов - член Президиума Российской Академии художеств, один из ведущих монументалистов сегодня в России, которого некогда К.А. Тутеволь пригласила преподавать живопись и рисунок.

Здесь мне хочется рассказать о Клавдии Александровне Тутеволь чьи работы присутствуют у нас на сайте «Советская живопись». Клавдию Александровну я хорошо знал. Она жила на этаж выше нас, училась когда-то в Суриковском институте вместе с моим отцом В.Г. Гремитских, а с её сыном Володей мы сидели в первом классе за одной партой и крепко дружили. Это была высокая, немножко нескладная женщина, обладавшая тихим, спокойным и на редкость выдержанным характером. Тогда я ещё не знал, что имею дело с человеком, именно в то время вносившим неоценимый вклад в русское монументальное искусство.

Первым её учителем в Иркутском изопедагогическом техникуме был Николай Васильевич Шебалин, ученик К.С. Петрова-Водкина. В Суриковском институте она последовательно обучалась у создателя «Бубнового валета», ученика Д.Н. Кардовского, известных французских кубистов Ж.Метценже и А.Ле-Фоконье, преподававших в парижской академии Ла Палетт, Аристарха Васильевича Лентулова, затем у Николая Павловича Ульянова, ученика таких знаменитых мастеров как В.Н. Мешков, Н.В. Неврев, И.М. Прянишников и в В.А. Серов, автора знаменитого полотна «Лористон в ставке у Кутузова» (1945 г.) и, наконец, у Александра Александровича Дейнеки, давшего ей путёвку в жизнь.

Клавдия Александровна Тутеволь и сама всю жизнь отдала преподавательской деятельности. В 1965-1967 годах она преподавала рисунок в Московском высшем художественно-промышленном училище имени С.Г. Строганова, затем длительное время преподавала  в Московском институте прикладного и декоративного искусства и  в МГХИ им. В.И. Сурикова, где она в 1967 году получила звание профессора. В 1975 году Клавдия Александровна Тутеволь становится Заслуженным художником РСФСР.

Среди её учеников следует отметить таких известных мастеров как Фукарес, Е.Н. Максимов, И.Л. Лубенников, А.Б. Асранкулов, Л.А. Псарёва, Х.К. Мирзахметов, Е.Б. Романова, Е.Н. Тупикина, Ю.С. Зубенко, Е.Я. Козлова, Е.В. Филимонова, А.К. Чаругин, А.В. Ремнев, С.У. Курбанов, В.В. Корсаков и Н.И. Зудов.

Среди наиболее известных работ К.А. Тутеволь можно назвать такие как плафон театра им. Абая в Алма-Ате, плафон оперного театра и Киеве и мозаику на здании института физкультуры в Москве.

На нашем сайте «Советская живопись» представлено пять живописных работ К.А. Тутеволь – четыре женских портрета, один из которых можно считать классическим соцреализмом («Ветеран шахтёрского труда») и прекрасный тонкий натюрморт с цветами («Амариллисы»), написанный в квартире художницы в Москве на Беговой улице.

 

Александр Гремитских

 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ