Стили и жанры
|
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ28.01.2011
Реалии нового времени, кардинальные изменения в обществе, формирующиеся после революции, требовали поддержки в искусстве, об этом говорил еще Ленин в своих работах, посвященных этому вопросу. «Трудности становления», поиск врагов, диктатура пролетариата, репрессии должны были быть оправданны во имя светлого будущего. Поэтому так необходимо было создание искусства, которое бы полностью соответствовало желаниям политической верхушки не только удерживать страну под своей властью, но и внушать огромным человеческим массам, что действия правителей законны и приносят людям счастье. Социалистический реализм – искусственное соединение творческого направления и политической идеологии. Это понятие полностью отражает реалии того времени, которому вынуждены были подчиняться не только простые люди-винтики государственного механизма, но и «властители» народной мысли – художники и литераторы. Не смогли устоять против жуткого обаяния и жестокости тех, кто диктовал условия не только творчества, но и самой жизни, многие представители творческой интеллигенции. К ним можно отнести живописцев Виктора Цыплакова, Аркадия Пластова, Фёдора Решетникова, Василия Нечитайло и других талантливых художников того времени. Изначально идеологи социалистического реализма предлагали изображать человека, который через трудности достигает победы. Ужесточение режима, а затем страшная, опустошительная война, которая лишь укрепила его, усилили догматический характер многих живописных произведений. Основная идея, закрепившаяся в социалистическом реализме – это передача конфликта между настоящим и лучшим, светлым будущим, которого нужно достичь. Для отображения этого эйфорического состояния требовались и особые персонажи – люди труда со светлыми, одухотворенными лицами, а также портреты политической верхушки, как символ «народовластия». В категорию идеологических попадали и произведения, рассчитанные на детей, которым вскоре предстояло влиться в «дружное» сообщество счастливых советских людей. К категории детских картин такого плана относятся знаменитые работы Ф.П. Решетникова: «Прибыл на каникулы» и «Опять двойка». Картина «Прибыл на каникулы» (1948) демонстрирует смену поколений и счастливое будущее. Идеология произведения поддерживается разнообразными деталями: на ребенке форма курсанта военного училища, на заднем плане – девочка в белом фартуке и пионерском галстуке, на стене – портрет Сталина. Задний план освещен сияющим проёмом окна, что символизирует светлое завтра. Этот же прием художник использует и в картине «Опять двойка» (1952). Здесь свет от окна на заднем плане становится символом надежды и уверенности, что юный двоечник, непременно выбьется в люди и станет настоящим советским человеком. Для усиления эффекта художник изображает на стене за пристыженным учеником репродукцию «Прибыл на каникулы», как пример для подражания и цель, к которой необходимо стремиться. Такие художественные приемы были созвучны официальной доктрине, и картины получили самый высокий отзыв у советских чиновников. Федор Павлович Решетников выступал за активное вмешательство в повседневную жизнь граждан страны, о чём писал в своих публикациях: например, эта идея была отражена в статье «Кремень передвижничества». Другой живописец, чьи картины можно с уверенностью отнести к идеологическим, Виктор Цыплаков, также не смог устоять перед жёстким идеологическим давлением, внедрявшим в искусство славословие властям. Сюжеты его произведений строились на догмах и пропаганде. Совместно с другими живописцами он участвовал в создании таких полотен как: «Торжественное вручение ордена Ленина городу Москве в честь 800-летия» (1949) - работа производилась под руководством В. Ефанова в соавторстве с С. Дудником и К. Максимовым; «Великому Сталину слава» (1950) – совместно с художниками Ю.Кугачом, В. Нечитайло - автором картин "Кубанская колхозница", "Рязанские животноводы", "На Красной площади","За Советскую власть!" и др. Создание такого рода произведений обеспечивало художникам безбедное и безопасное существование в советской стране. Работы Аркадия Пластова не строятся на прямом восхвалении власти и призывах к самосовершенствованию в рамках существующей идеологии. Его картины драматичны, в них содержится намёк, они полны эмоционального напряжения, однако, и они имеют в своей основе элементы пропаганды советского образа жизни. От произведения «Жатва» (1945) веет трагедией, несмотря на отсутствие прямых указаний на войну. Зритель видит на жатве старика и маленьких детей: нет кормильцев в семьях – крепкие мужчины не вернулись с полей сражений, но жизнь не остановилась, работа продолжается. Его картины военного времени передают щемящую боль, горечь и, тем не менее, веру в победу и партию. Живописец считал, что после войны художники обязаны дать народу «искусство радости», о чём он написал в своей биографии. И он старался своими картинами передать оптимизм и уверенность в светлом будущем: «Сенокос» (1945), «Колхозный ток» (1949) , «Ужин трактористов» (1951) и др. Провозглашенный идеологами принцип социалистического реализма, на котором должны были быть основаны произведения художников, не является «чистым» направлением в живописи или литературе из-за его искусственной природы. Творчество отражает взгляды авторов произведений на жизнь, оно не всегда стоит в стороне от политики и идеологии, однако, навязанный стандартизированный подход к характеру картин, жёсткие ограничивающие рамки в манере подачи и составлении сюжетных композиций, не может претендовать на направление в искусстве. Тем не менее, картины того периода, созданные под диктовку партии и правительства, по-прежнему остаются востребованными и интересными многим людям, поскольку исполнены они были талантливыми художниками, а, кроме того, они отображают огромный исторический пласт, неразрывно связанный с историей страны. Марина Калабухова |