Стили и жанры
|
ХУДОЖНИЦА КЛАВДИЯ АЛЕКСАНДРОВНА ТУТЕВОЛЬ30.01.2011
Многовековая история масляной живописи приучила нас к мысли о том, что талантливые художники в абсолютном большинстве мужчины. И действительно, самые известные мировые произведения созданы именно ими. Однако это вовсе не означает, что женщин, так же талантливо владеющих кистью, в природе вовсе не существует. Просто их работы не так многочисленны и, соответственно, не настолько узнаваемы. Тем не менее, в любую эпоху существовали, и будут существовать произведения искусства, написанные женщинами. Советская живопись открыла миру несколько новых имён женщин-художниц, среди которых одно из самых значительных – Клавдия Александровна Тутеволь. Без преувеличения можно сказать, что Клавдия Александровна всю свою жизнь отдала изобразительному искусству, занимаясь преподаванием и, конечно, написанием собственных картин. Многие её работы, как живопись, так и графика, разошлись по частным коллекциям России, стран Западной Европы и США. Галерея картин сайта «Советская живопись» содержит пять работ Клавдии Александровны, которые помогут получить более реальные впечатления о её творчестве. Картинам советских художников вообще присуща реалистичность в силу приверженности к одноимённому стилю, но в работах Клавдии Александровны эта черта раскрывается совершенно особенным образом. В написании женских портретов максимальная приближённость к реальности соседствует с тонким и деликатным подчёркиванием женской красоты. В качестве примера можно привести работу «Девушка с красным бантом», написанную Клавдией Александровной в 1942г. в Самарканде во время эвакуации. Техникой исполнения этот женский портрет неуловимо напоминает работы старых западных мастеров. Свет выхватывает из полумрака комнаты тонкий профиль молодой девушки с устало прикрытыми глазами. Окружающая её обстановка довольно уныла – невзрачные стены, отсутствие каких-либо декоративных элементов. Всё это возвращает нас к военным временам. Лишь красная ленточка, кокетливо повязанная на голове девушки, символизирует некую надежду на возрождение, подчёркивает то, что и в такое непростое время женщины являют собой эталон красоты. Вряд ли кто-либо из советских художников помимо Клавдии Александровны смог бы наполнить, казалось бы, простой женский портрет таким драматизмом и глубиной. Умение увидеть глубокий смысл в обыденных вещах и отличает эту художницу от других. Она как никто тонко чувствовала настроение и ситуацию, в которой находилась её модель, и точно переносила всё это на холст. Женские портреты, созданные Клавдией Александровной, это, безусловно, важный, но не единственный жанр, в котором она писала свои картины. Не менее известны и созданные ею натюрморты. Один из них, «Амариллисы», можно увидеть в галерее сайта. Картина написана настолько просто, что больше напоминает фотографию. Фоном выбран московский заоконный пейзаж, что для классического натюрморта с цветами вовсе не характерно. Но именно это делает картину более «домашней» и уютной, сокращая расстояние между автором и зрителем. Это качество характерно вообще для всего творчества Клавдии Александровны. Она всегда стремилась сделать свои произведения более доступными для понимания, без отвлекающих от основной идеи деталей. Во многом благодаря этому работы этой художницы получили международное признание, а она сама навеки закрепила своё имя среди признанных мастеров советской живописи. Поскольку большая часть работ Клавдии Александровны уже находится в частных коллекциях, шансов купить картину этой художницы становится всё меньше. Возможно, стоит задуматься об этом уже сейчас, поскольку совершенно очевидно, что её творчество относится к разряду тех, что с годами только приобретают ценность. Анна Ковалёва |