Стили и жанры
|
Зимний пейзаж в советской живописи31.01.2011
Пейзажная лирика в советской живописи продолжила традиции русских художников, вносивших в изображение природы очень личные романтические ноты и любовь к родному краю. Лейтмотивом советской идеологии являлась любовь к Родине с большой буквы. Понятие «малая Родина» подразумевало уголки страны, где человек родился или провёл много времени, и с которыми связан особыми узами. Пейзажи советских художников, наполненные светом и радостью, соответствовали советской идеологии, не вступая с ней в конфликт, и приветствовались не только зрителями, но и чиновниками. Стремление к изображению зимней природы во многом связано с ее умиротворённостью, особым холодным, остужающим светом, отстраненности от человеческих и политических «игр». Создание зимнего пейзажа нередко становилось отдушиной для советских художников, так как позитивное изображение природы не подвергалось пристальному вниманию борцов за идеологию. В советском зимнем пейзаже нет места грусти, разочарованию, протесту и конфликту. В картинах этого времени зритель видит яркую, сияющую природу, которая продолжает жить даже в холода. Зимние пейзажи советского периода оптимистичны и жизнерадостны. Они отличаются эмоциональной наполненностью, в них нет и намёка на тоску или грусть. Нередко в зимний пейзаж вторгается и индустриальная нотка, как в картине художника Дмитрия Капитоновича Тегина «Масловка зимой» Д.М. (50-е годы), где зритель видит заснеженные приземистые домики, над которыми возвышается здание в несколько этажей, а за ним - подъемный кран, символизирующий строительство нового будущего. Зимние пейзажи в масляной живописи, созданной в советский период, содержат контрастные сочетания света и тени, блики, световые пятна, которые вызывают ощущение радости, свободы, свежести. Картины советских художников обладают акцентами, которые, вступая в контраст с общим фоном, привлекают внимание и придают картине особый смысл. «Зима в Тарусе» художника Гремитских В.Г. показывает зрителю за тонкими стволами берез среди бело-синего заснеженного леса освещенный электрическими огнями дом. Другая картина художника Гремитских В.Г. с таким же названием притягивает взгляд зрителя желтым фасадом одноэтажного здания в центре композиции. Яркий, жёлтый, он великолепно контрастирует с синими оттенками холодного снега и темными голыми узкими стволами деревьев. Наполнена особым очарованием картина художника Ишмаметова Э.Д. «Собор в Суздале» (1958). Слегка освещённые зимним солнцем светлые стены собора, потемневшие от времени купола, нетронутость заснеженной площади, открытый тёмный провал входа, одинокая маленькая человеческая фигурка – все говорит о заброшенности церкви в период общего «безбожия», продиктованного Партией. Однако картина советского художника не создает чувства опустошённости, напротив, она привлекает тёплым отношением художника к этому месту, которое он передает в мягком свете, падающем на стены церкви. При взгляде на картину создается ощущение, что старая церковь смирилась с тем, что её время ушло, и тихо стареет, греясь в лучах слабого солнца. Тема соборов отражена в пейзаже художника Гремитских В.Г. «Переславль Залесский» (1963). Холст наполнен ярким зимним солнцем, высвечивающим крашеные стены собора. Зеленые купола смотрятся ярким пятном на фоне бледно-голубого неба с редкими облаками, с ними сочетаются цветные лодки, лежащие на белом снегу около белых оштукатуренных домов, Многие картины советских художников создают ощущение сказки, воздушности. В пейзаже «Берёзки» художника Гордона Г.М. тонкие белые стволы, освещенные низким зимним солнцем, отбрасывают загадочные длинные синие тени. Живописное произведение Токаревой А.Ф. «Зимнее солнце» передает прозрачность снежных пластов, пронизанных солнечными лучами, инея, окутавшего тонкие ветви деревьев, холодную воздушность, лёгкость этого зимнего пейзажа. От пейзажа художника Токарева В.Ф. «Зимнее утро» (70-е гг.) исходит прохладная дымка, которая словно окутывает зрителя, приобщая его к волшебному зимнему лесу. На картине художника Сочнева Ю.М. «Снегири» (1979) зритель любуется красными грудками снегирей, расположившихся на заиндевевших ветвях деревьев. Контраст белого и красного придает произведению особую привлекательную энергетику. Зимние пейзажи российских просторов, выполненные мастерами советской живописи, пользуются особой популярностью благодаря позитиву, исходящему от картин художников, передающих через них свою любовь к родным местам, тонкое понимание законов пейзажной живописи. Чистота снега дает ощущение избавления от наносного и ненужного, начала нового, еще неизведанного. В каталоге картин можно увидеть зимний пейзаж в исполнении художников Сочнева Ю.М., Ишмаметова Э.Д., Гремитских В.Г., Гордона Г.М., Токаревой А.Ф., Токарева В.Ф. Из каталога картин, представленных в галерее живописи на сайте, вы можете выбрать ту, которая больше всего затронула ваши чувства. Если вас интересуют картины советских художников, и вы задумались, где купить картину, то вы можете это сделать прямо со страницы сайта – здесь осуществляется продажа пейзажей художников, работы которых представлены в виртуальной галерее картин. Если вы планируете купить пейзаж, то покупка картины осуществляется просто: нужно только заполнить анкету на сайте. Марина Калабухова
|