Стили и жанры
|
ПЕЙЗАЖ В СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ01.02.2011
Пейзаж в русской и советской живописи прошёл долгий путь эволюции, и, тем не менее, это один из жанров, на который, кажется, совсем не повлияли вихри 20 века, авангардизм, становление соцреализма. Он выполнял и выполняет главную задачу искусства: видеть красоту в окружающем нас мире, служить красоте, нести красоту людям. Пейзаж — любимый жанр не только многих советских художников, но и тех, кто интересуется живописью, тех, кто хочет купить картину. В виртуальной галерее сайта «Советская живопись» существует уникальная возможность соприкосновения с настоящим пейзажным искусством, не выходя из дома, можно выбрать и купить картину, особо запавшую в душу. Лесные пейзажи, представленные в галерее, отражают переплетение реалистических традиций с влиянием импрессионизма. Каждая картина маслом не просто изображение природы, это попытка зафиксировать её изменчивое состояние, передать душевные переживания художника через линии деревьев, травы, через свет и воздушное пространство. Сказочно-лирическую интерпретацию русской природы можно увидеть в зимних пейзажах Юрия Михайловича Сочнева «Снегири», Владимира Фёдоровича Токарева «Иней», «Зимушка», «Зимнее утро», Владимира Георгиевича Гремитских «Зимнее солнце», «Зимка», «Зимой в лесу». Эти произведения словно принадлежат не только живописи, но и музыке. Они станут украшением любой частной коллекции.Тем, кто предпочитает в живописи более яркие краски, стоит присмотреться к весенним и летним пейзажам. Выразительность фактуры, сочная, светящаяся зелень, жизнеутверждающая красота мира отличает картины маслом Александры Феликсовны Токаревой «Май», В.Г. Гремитских «На вырубке», «Летний день», «Лето». С одной стороны, перед нами скромные, лишённые какой бы то ни было внешней аффектации, такие привычные виды среднерусской природы. С другой — в каждом мазке, каждой детали видна бесконечная любовь художников к родной природе, умение прочувствовать её состояние и запечатлеть на холсте. Часто на лесных и деревенских пейзажах центром композиции становится вода: река, пруд, озеро. Передать динамику движения воды, бурного речного течения или едва заметного шевеления в стоячем пруду, непросто — это итог долгого, пристального наблюдения художника за природным явлением. «На Волге», «Вечер», «Серый день», «Радуга» - мастерство советских художников позволяет почувствовать и передать зрителю даже неуловимые звуки и ароматы природы. Те, кто любит приправить наслаждение от красоты русской природы ноткой безотчётной грусти, наверное, остановятся на осенних пейзажах советских художников. «Последний луч», «Золотая осень», «Осень в Старой Ладоге» В.Г. Гремитских передают многообразие оттенков осенней природы, многообразие человеческих чувств, ведь пейзаж — это всегда взаимоотношения человека и природы. А если в наш индустриальный век вы чувствуете себя не совсем уютно один на один с природой, получите удовольствие от городских пейзажей. Небольшие домики, деревянные часовенки и величественные соборы, органично вписанные в пространство, позволяют увидеть ту созидательную силу, что делает человека человеком, прочувствовать гармонию жизни и еще раз поразиться мастерству художников советской пейзажной школы.
Татьяна Савельева |