Стили и жанры
|
ПЕЙЗАЖ В СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ07.02.2011
Пейзаж - один из самых популярных жанров советской живописи среди искусствоведов, владельцев галерей, частных коллекционеров и просто желающих купить картину. Объясняется это, прежде всего, тем, что пейзаж вернее других живописных жанров избежал как идеологизации советского времени, так и экспериментов авангардизма, сохранив лучшие традиции русской живописи 19 века. Во второй половине 20 века происходит значительное обогащение образно-пластического, стилевого диапазона отечественной пейзажистики, обусловившее её достижения и творческую актуальность для сегодняшнего дня. Можно отметить стилистическое многообразие представленных на сайте «Советская живопись» пейзажных работ. Условно их можно разделить на две группы: реалистические и импрессионистские. К первым относятся, например, деревенский пейзаж Владимира Георгиевича Гремитских «Май», летний пейзаж этого же художника «Дерево», осенний пейзаж Леонида Васильевича Маркова «Осень», зимний пейзаж Григория Мееровича Гордона «Березки» и другие. Созданные в русле реалистической традиции, эти картины маслом обязаны своему появлению тонким натурным наблюдениям советских художников, желанию увидеть за обычным, будничным глубинное, непреходящее, правдиво показать жизнь. Для реалистического направления в советской живописи характерны не только «чистые пейзажи», но и стремление соединить пейзажный и бытовой жанры. Кроме типичного русского ландшафта - равнин, проселков, невысоких холмов, речек, рощиц, советский реалистический пейзаж, следуя традиции русской школы 19 века, славится изображением небольших деревенек, отдельно стоящих избушек, с добротными палисадниками или покосившимися заборчиками, незатейливого сельского быта. Таковы деревенские пейзажи Сергея Сергеевича Холстинина «Хутор», Сергея Федоровича Соловьева «Крыльцо», В.Г. Гремитских «Бахилова поляна». Живопись маслом в данном случае - своеобразный способ философской передачи картины мира, где основополагающим являются гармония человека и природы, прославление жизни «как она есть», задержка взгляда на мельчайших деталях окружающего. Стойкий интерес к русской реалистической школе в мировом искусствоведении обозначился в самом конце 80-х и начале 90-х годов 20 века и держится до сих пор. Однако не менее интересным представляется импрессионистское направление в советской пейзажной живописи. Эти работы можно отнести к традиционной линии пейзажей-настроений, они отличаются стремлением советских художников выразить своё, остро субъективное восприятие реальной жизни, акцентировать внимание на том, что ими считалось наиболее важным и ценным, поймать оттенки мимолетного впечатления от природы, её переход от одного состояния к другому. Это и полыхающие краски «Бабьего лета» или «Осени» В.Г. Гремитских, и его загадочные «Камни» крымского пейзажа, и спокойная, нежная гамма «Снегирей» Юрия Михайловича Сочнева, и лубочно-сказочный «Переславль Залесский» Леонида Васильевича Маркова. В советской пейзажной живописи второй половины 20 века особенно отразился интерес к национальному, к истории. Всё чаще на холстах появляются памятники архитектуры, церкви, монастыри. Часто они были показаны в контексте современной жизни, пусть иногда будничной, суетливой. Древность воспринималась как органичная часть настоящего бытия, его опора. На каком пейзаже вы бы ни остановились, собираясь купить картину, несомненно одно — вы выберете его за обострённое чувство любви к природе, глубокое осознание её заново открывшейся красоты.
Татьяна Савельева
|