Стили и жанры
|
Творчество Григория Гордона15.02.2011
Картины советского художника Григория Мееровича Гордона давно известны отечественным и зарубежным галереям, искусствоведам и частным коллекционерам. Советская живопись отличается той простотой и понятностью, возможной лишь при большом мастерстве и таланте, которые в хорошем смысле слова можно назвать близостью к народу. Жизнеутверждающий пафос соцреализма характерен и для портретной живописи Г.М. Гордона, и для его лесных пейзажей, и для натюрмортов. В виртуальной галерее сайта "Советская живопись" творчество московского художника представлено самыми разными жанрами. "Натюрморт с книгами", написанный художников в 1963 году, неуловимым образом передает приметы времени. Стопка книг, две вазы с оточенными карандашами, ручками, кисточками, светлая льняная салфетка, рисунок-набросок на дальнем плане. Каждый предмет строго на своем месте, и не скажешь, случайное ли это расположение, подмеченное художником или созданное в соответствии с замыслом автора. Купить такую картину - значит вслед за художником стремиться к гармонии окружающего мира. В природе же подобная гармония - неотъемлемое свойство пространства. Поэтому советские художники так любят изображать на своих картинах природу российских просторов. Зимний пейзаж Григория Мееровича Гордона "Березки", отвечающий все канонам импрессионизма, запечатлел ускользающее мгновение, настроение счастливого любования солнечным зимним днём. Перед этой картиной хочется вздохнуть поглубже чистого морозного воздуха. Такое же светлое, безоблачное, радостное ощущение рождает городской пейзаж "Кретинга", изображающий небольшой, почти сказочный с какими-то пряничными домиками, литовский городок. Художник родился в Литве, и внимательный зритель отметит это любование родными местами. Жанровая живопись Г.М. Гордона представлена на сайте "Советская живопись" небольшой композицией, одной из многих, сделанных художником на Азовском море в тридцатые годы. Это картина маслом "Ремонт рыбацких баркасов". Мы видим кропотливый труд рыбаков, чинящих сети, большие суда за их спиной не делают фигурки рыбаков маленькими, но словно говорят об огромности и силе стихии, которой они протовостоят. Облака на небе напоминают, что такие ясные, солнечные дни на море, как изображённый на картине, бывают далеко не всегда. Григорий Меерович Гордон - мастер портрета. Удивительно непохожи друг на друга его женские портреты, хотя есть одно свойство, объединяющее их - раскованность поз, свобода движения героинь, словно замерших буквально на мгновенье, оставленное художником для потомков, чтобы в лицах восстановить целую эпоху. Мы знаем имя лишь одной героини с портрета "Тренер по баскетболу Берлизова Лидия Ивановна". Другие женские портреты названы нейтрально: "Одесситка", Девушка в красном". Однако в каждом из них видна своя индивидуальность, свой характер, впрочем, можно у героинь найти и общие черты: решительность, прямота, немного одухотворенной, проницательной печали. Мужские портреты Г.М. Гордона относятся скорее к категории "парадный портрет". Художник стремится во всей полноте отразить характер своего героя, его портреты жизненны, правдивы, не перегружены аллюзиями, которые нужно разгадывать. "Портрет члена-корреспондента Академии наук СССР В.М. Шулкова", "Герой Соцтруда, депутат Верховного Совета СССР Яцков Сергей Егорович" - эти заказные портреты столь же неотъемлемая часть советского реализма, как пионерия и пятилетки. Член Союза художников СССР, обладатель многих грамот и иных отличий, Г.М. Гордон позволяет нам благодаря своему творчеству вновь побывать во второй половине прошлого века, вспомнить о том, что искусство должно прежде всего рождать радость жизни, оптимизм и веру в лучшее. Татьяна Савельева |