Стили и жанры
|
Натюрморты с цветами в советской живописи19.02.2011
Среди всех тем, которые признаны в жанре натюрморта, натюрморты с цветами являются самой распространённой тематикой, ее выбирали художники во все времена и во всех странах. И, конечно, это неслучайно: цветы созданы природой с использованием ярких красок и великолепных форм, что не может не вдохновлять художников. Кроме того, огромное многообразие цветов и их сочетания предоставляют живописцам широкое поле для создания новых шедевров в этой области. И, как было уже отмечено, если художник хочет создать масляную живопись, основанную на яркой и сочной цветовой гамме, то что-то более лучшее, чем выбор натюрморта с цветами сложно найти. Не стало исключением в этом плане и советское время. Многие советские художники тоже часто брали в основу своего живописного содержания картины именно богатую оттенками красочность и нарядность цветов. При этом такие картины советских художников не просто изображали только одни цветы: нет, советская живопись того периода отличается разнообразием фактуры материалов, из которых созданы сосуды под цветами. Так, в одном случае, такие натюрморты позволяют почувствовать гладкость фарфоровой вазы, а в другом - прочность металлического кувшина или тонкие переливы перламутра. Нередко подобная живопись маслом дополняется фруктами и отдельной прорисовкой стола, на котором стоит ваза с цветами. Если же проанализировать картины художников советского периода в свете движения истории, то можно отметить, что буквально в первые годы после революции было отмечено некое «охлаждение» к такому виду натюрморта. Да и вообще в то время в моде были более революционные «вещи», чем просто красивые цветочные композиции. В 20-30 годы натюрморты с цветами начинают отличаться интересными формами абстрактной живописи. При этом композиции с цветочной основой образуют единую поверхность с узорчатым фоном. Так, сами цветы, ваза, стол и другие предметы выглядят как единый декоративный орнамент, который чем-то напоминает по узорам и своей витиеватости персидские ковры. Также нужно отметить, что многие советские художники того времени писали натюрморты с цветами, которые как картины находились на грани предметной и беспредметной живописи. Интересно и то, что в период с середины 30-ых, и до конца 50-ых годов прошлого века интерес со стороны художников из страны Советов к цветочному натюрморту значительно возрос. В результате в тот период появилось много прекрасных натюрмортов, которые отличались красочностью и безупречным стилем. При этом советский натюрморт того периода отличался в одних случаях применением лучших классических традиций, а в других – попытками создания авангардной и беспредметной живописи. Обязательно нужно сказать и то, что в этот период жизни нашей страны, когда во главу угла в искусстве ставился социалистический реализм, который должен был утверждать в людях гордость за свершения революции и побуждать их к новым подвигам во имя партии большевиков, натюрморты с цветами стали настоящей «отдушиной» для художников, которые не хотели быть служителями новой советской идеологии. Поэтому с того времени, и почти до распада Советского Союза, такие люди всецело отдавались творчеству изображения цветов. Как правило, многие такие картины маслом стали доступны для обозрения и покупки только в последние годы, так как в советское время вокруг художников, которые не участвовали в идеологической работе партии, создавался искусственный вакуум: в результате многие даже очень талантливые советские художники не имели возможности показывать свои работы на выставках. Теперь же оценить натюрморты с цветами советского периода не составляет особого труда: ими могут похвастаться все приличные галереи страны. Обязательно приобщитесь к данному виду натюрмортов и Вы. И тогда прекрасные цветы, застывшие на полотнах, своей оптимистичной сочностью и удивительно яркой палитрой цвета не оставят Вас равнодушным. Ирина Алексеева |