Стили и жанры
|
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ25.02.2011
Советская живопись часто воспринимается как некое однородное явление в искусстве, с присущим ему набором основных используемых стилей и жанров. Однако, как и многим другим, масляной живописи советского периода присуще внутреннее разделение на несколько школ. Одни были более развиты и известны, другие могут похвастаться относительно небольшим количеством именитых выпускников. Несмотря на общность основных идей, различия в работах советских художников, относящихся к разным школам живописи, очевидны. Давид Исакович Рубинштейн, несмотря на то, что жил в Москве, представлял одну из самых ярких школ живописи - Одесскую. Она была основана ещё в 1865 году, и с тех пор непрерывно совершенствовалась. С течением времени появлялись новые стили, тенденции в живописи, которые сразу получали отклик у воспитанников Одесской школы. В основе творчества любого относящегося к ней автора лежит крепкая школа рисунка. Разумеется, никакие слова не способны передать это лучше, чем живопись. На сайте «Советская живопись» можно познакомиться с двумя работами Давида Исаковича Рубинштейна. Это «Натюрморт с кувшинами» и «Женский портрет». Несмотря на принадлежность к разным жанрам, обе работы неуловимо схожи. В них читается лёгкость и желание автора привнести новизну в обыденные сюжеты. После окончания ВОВ Одесская школа живописи ослабла, уступив первенство своим ближайшим конкуренткам. Одна из них - Московская школа. В послевоенную эпоху она стала одной из сильнейших, воспитав множество мастеров масляной живописи. Один из них – Игорь Павлович Рубинский. В галерее картин сайта есть две его картины: натюрморт с цветами «Сирень» и «Эскиз к картине «Родные берега». Картины отличает хорошая проработанность. Внимание уделено не только предметам на первом плане, но и фону. Этим картины отличаются от описанных выше работ Давида Исаковича Рубинштейна, в которых фон не имел большого значения. Ещё один яркий представитель Московской школы – Дмитрий Капитонович Тегин, непревзойдённый мастер жанровой живописи, портретов и пейзажей. На сайте можно найти написанный им городской пейзаж «Масловка зимой». Как и в работах Игоря Павловича Рубинского, на этой картине большое внимание уделено деталям. Всё великолепно прописано, благодаря чему работа выглядит целостной и завершённой. Обобщая, можно сделать вывод о том, что Московская школа масляной живописи требовала от своих воспитанников большей реалистичности и соответствия действительности, нежели передачи на холсте своего видения мира. Говоря о школах советской живописи, нельзя обойти вниманием и Ленинградскую школу, подарившую миру множество известных художников. Одним из самых заметных представителей этой школы в советскую эпоху стал Борис Казимирович Трусковский, мастер портрета и пейзажа. В галерее картин сайта можно найти созданный им детский портрет «Школьница». Последователи Ленинградской живописной школы отображали в своём творчестве разные уголки страны, в частности, в часто писали волжские пейзажи, передавая красоту «дымчатого», сдержанного колорита волжской природы. Эта же тема неуловимо читается и в портрете «Школьница». Он весь выполнен в приглушённых тонах, художник словно специально избегает излишней яркости и динамичности. Впрочем, отсутствие кричащих цветов не делает эту картину мёртвой. Лицо героини с лихвой компенсирует отсутствие движения. Очень точно и скрупулёзно прописан блеск глаз девочки и нежный румянец на её щеках. Внимание к деталям – ещё одна черта мастеров Ленинградской школы. Картины, выполненные советскими художниками этой школы, не спутаешь ни с какими другими. Анна Ковалёва |