Стили и жанры
|
ЧЕМ НАС ПРИВЛЕКАЕТ СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ?01.03.2011
Живопись русских художников многогранна. Она прошла множество этапов развития и продолжает совершенствоваться. Довольно большой период в истории русской живописи занимает живопись советского периода. В это время получили широкое развитие уже существующие направления, такие, как реализм и импрессионизм, а также сформировался уникальный для российской масляной живописи стиль соцреализм. Но только ли этим интересна советская живопись? Что же в ней такого, что притягивает взгляды простых обывателей и коллекционеров, критиков и историков? Расхожее мнение о том, что советская живопись есть не что иное, как собрание портретов всевозможных передовиков производства и ничего более - это глубочайшее заблуждение. Художниками советского периода было написано множество поистине прекрасных картин, способных очаровать с первого взгляда. Такова «Роза» Владимира Георгиевича Гремитских и «Пионы» Юрия Михайловича Сочнева. Такова «Гюльнара» Валерия Михайловича Ковинина и «Девушка в красном» Григория Мееровича Гордона, и ещё многие и многие произведения в различных жанрах. В картинах советских художников чувствуется глубокое понимание красоты, попытка остановить мгновение, перенести эту ускользающую красоту из действительности на холст, запечатлеть её для потомков. Именно поэтому портреты, пейзажи и натюрморты советских художников так ценятся в качестве картин в подарок. На мой взгляд, главная ценность советской живописи в её множественности. Советские художники создали большое количество произведений, отличающихся как по стилю, как и по выбранной теме. В результате советская живопись получила широкий выбор картин разных жанров. Здесь и тема интерьера, и анималистика, и пейзажи, и многое другое. Например, среди посвящённых теме интерьера работ особенно заметны «Лето» Владимира Георгиевича Гремитских, «Амариллисы» Клавдии Александровны Тутеволь, «В учительской» Сергея Фёдоровича Соловьёва. Рассмотрев их повнимательней, вы, несомненно, почувствуете разницу в манере исполнения, несмотря на кажущуюся общность темы. Это разнообразие, в конечном итоге, даёт ценителям масляной живописи большой простор для выбора картины. Хорошо изучив представленные в галерее картин сайта работы в полюбившемся жанре, можно найти что-нибудь совершенно уникальное и идеально подходящее под ваше настроение и образ мыслей. Советская живопись это не просто скопление всевозможных картин, это некий собирательный образ Советского Союза. Изобразительное искусство как калька отражает основные идеи и помыслы граждан страны. По картинам советских художников можно заново открывать для себя советскую действительность. Хорошим иллюстративным материалом станут индустриальные пейзажи Владимира Георгиевича Гремитских «Огни Куйбышевгидростроя» и «Пристань в Ставрополе». Они позволяют оценить размах и величие создаваемых в советское время сооружений, почувствовать мощь этой страны. Если говорить о портретах, напоминающих об СССР, то нельзя не упомянуть работы «Старейший член КПСС Булкин» Валериана Михайловича Формозова, «Каменщица» Владимира Георгиевича Гремитских и «Старуха» Энвера Дзеруловича Ишмаметова. Эти портреты, созданные советскими художниками, рисуют нам образы простого обывателя, помогают понять, какими были люди той эпохи, что ими двигало. Живопись советского периода можно сравнить с матрёшкой. Сравнение несколько неожиданное, но вполне оправданное. То, что мы априори знаем о ней, это лишь поверхностное знание, своего рода первый слой. Знакомясь с советской живописью ближе, изучая творчество советских художников, мы открываем для себя новые слои, постигаем основные идеи, знакомимся с деталями. Постепенно становится понятно, что главная притягательность советской живописи – это её бесконечное разнообразие. Анна Ковалёва |