Стили и жанры
|
Лесной пейзаж в картинах советских художников02.03.2011
Традиционно понятие «пейзаж» подразумевает красивое изображение на холсте какой-либо местности. Как правило, пейзажи представляют собой картины маслом. При этом принято отдельно выделять лесной, сельский, городской, морской пейзажи. Пейзажная живопись подразделяется также на летний, зимний, осенний и весенний пейзаж. Однако пейзажная живопись маслом вовсе не означает, что там будет изображена только одна природа: нет, классический пейзаж подразумевает также наличие на холсте изображения различных архитектурных построек, людей и животных ( в последних двух случаях, если фигурки людей или животных мелкие, это называется пейзаж со стаффажем). Отдельной строкой на общем пейзажном фоне выделяется лесной пейзаж: это вечная тема живописи, которая переживёт века. Не стало исключением в этом плане и недавно пережитое нашей страной время советской власти: так, картины советских художников служат хорошим доказательством того, что данная тематика была прекрасно раскрыта и в этот период. Привлекательность же лесного пейзажа определяется тем, что редкий человек не любит бывать в лесу и восхищаться его очарованием. Однако не всем, например, городским жителям обстоятельства позволяют наслаждаться таким отдыхом как прогулка по замечательной лесной зоне. А качественно написанная советская живопись позволяет смотреть на такие картины маслом, от которых веет свежим запахом хвои, слышатся редкие перекрикивания лесных птиц и хруст опавших сухих веточек под ногами. Глядя на подобные картины советских художников, возникает ощущение не просто любования захватывающей красотой лесного пейзажа, но и чувство возникновения полного душевного равновесия, постепенного насыщения ума и тела спокойствием и умиротворением. В пример таких произведений искусства можно привести пейзажи маслом Аркадия Рылова. В основном художник писал картины-пейзажи и достиг в этом деле поразительных творческих результатов. Примером его восхитительного лесного пейзажа может служить картина «Трактор на лесных работах», написанная в 1934 году и в настоящее время выставленная в зале Третьяковской галереи. На картине изображен зимний пейзаж, который завораживает своей снежной красотой и силой природы. Другое настроение художника передает картина «Глушь» (1920 год): на переднем плане пейзажа находится болото с мрачной чёрной водой, за которым начинается полный тревог темный лес. А.А. Рылов подарил миру много очаровывающих лесных пейзажей. Так, удивительно красиво лесной пейзаж изображен на картине «Жаркий день» (1927), где идеальную композицию образуют смешанный лес, речка и полянка. В качестве же остальных выдающихся работ данной тематики стоит привести следующие картины Рылова - «Старые ели у реки» (1925), «Берёзовая роща» (1923), «Жаркий день» (1927), «Лесная река» (1928), «Зеленое кружево» (1928) и «На страже» (1931). Примером восхитительного «появления» в картинах светских художников лесного пейзажа являются произведения и Владимира Гремитских. Мастеру советской живописи замечательно удалось изобразить летний лесной пейзаж в картине «Последний луч»: будто, на самом деле, перед тобой открывается вид на лес с очаровательной речкой. Прекрасный весенний пейзаж леса также смотрит на нас с картины Гремитских «Весна». Продолжая тему написания лесного пейзажа в разные время года, стоит отметить такие картины этого автора как «Золотая осень» и «Зима в Тарусе». Как мы увидели, лесной пейзаж в достаточно большом количестве появляется в картинах советских художников. Все это доказывает, что данная тематика была интересна в советское время, также как и до и после этого периода. Что и говорить, притягательная красота и загадочность леса вне времени. Ирина Алексеева |