Стили и жанры
|
МОЖЕТ ЛИ ЧАСТЬ БЫТЬ РАВНОЙ ЦЕЛОМУ?07.03.2011
Может ли часть равняться целому? Науки, будь то математика или философия, это категорично отрицают. А вот изобразительное искусство вполне может дать положительный ответ. Эскизы к картинам, создаваемые художниками за относительно небольшой промежуток времени, часто оказываются не менее ценными, чем общие произведения, для которых они задумывались. В масляной живописи советских художников можно найти немало достойных примеров этому факту. Задумывая большое произведение с множеством действующих лиц, значимых деталей и масштабных объектов, автор создаёт множество эскизов. В каждом из них он заостряет особенное внимание на том или ином человеке, событии или вещи. Впоследствии, изучая эти наброски, зритель имеет возможность, во-первых, понаблюдать за тем, как зарождалась основная картина, во-вторых, за тем, сколько в ней неприметных на первый взгляд деталей. К картинам советских художников было написано большое количество эскизов. На сайте «Советская живопись» в соответствующем разделе можно найти почти три десятка работ, каждая из которых достойна стать украшением домашнего интерьера или коллекции картин. Разумеется, подробно рассказать о каждой картине, представленной в разделе «Эскизы», не представляется возможным. В любом из произведений можно увидеть нечто уникальное, свою идею, свою неповторимую историю. Чаще всего эскизы создавались советскими художниками для произведений, относящихся к жанровой живописи. Эскиз в картине «Целинники», написанный Энвером Дзеруловичем Ишмаметовым в 1959г., приоткрывает перед зрителем своеобразную красоту работы на целине. В то, что часто кажется зрителю скучным и однообразным, художник смог вдохнуть яркие краски и какую-то необыкновенную свежесть. В созерцании этого своеобразного эскиза можно провести немало приятных минут. Такая работа смогла бы стать весьма необычной картиной в подарок, которая удивила бы получателя. Работа Владимира Георгиевича Гремитских «В правлении» ничуть не менее интересна. Это гармоничная композиция, которой незаконченность придаёт необыкновенное очарование и живость. Любители советской живописи наверняка оценят это произведение по достоинству. Особое внимание стоит обратить на летний пейзаж Владимира Георгиевича Гремитских «Беседка в Горках Ленинских». Глядя на эту работу, можно легко убедиться в том, что эскиз вполне может быть самостоятельным законченным произведением. Ничто в данной картине не указывает зрителю на то, что она является частью чего-то большего; пейзаж лета воспринимается как вполне завершённый. Красота и гармоничность работы дают все основания полагать, что она станет хорошим украшением интерьера, поэтому желание купить картину будет вполне закономерно. Чтобы более достоверно передать то или иное событие или сцену из жизни, авторам приходилось писать множество мужских и женских портретов. Примером тому могут служить работы Владимира Георгиевича Гремитских «Двойник В.И. Ленина», «Коммунарка» и другие. Конечно, в них нет той точности и законченности, которая присуща законченным картинам советских художников, но основная идея портрета передана очень хорошо. Зритель может видеть твёрдое спокойствие черт лица портретируемых, их одухотворенность. Все портреты словно объединены некоей общей идеей, которая, так или иначе, фигурирует в каждом произведении. Познакомившись ближе с эскизами к картинам советских художников, можно сделать однозначный вывод - каждая из таких работ вполне может существовать как самостоятельное произведение. Анна Ковалёва |