Стили и жанры
|
Советская живопись – так ли страшен соцреализм03.04.2011
Социалистический реализм – направление в живописи, провозглашённое основным в период становления советской власти коммунистической партией, взявшей на себя задачу привести народ страны к счастливому будущему. Строительство нового общества оказалось возможным только на основе огромных человеческих жертв, непосильного труда в условиях голода, разрухи и взаимной ненависти. Правительству была необходима ретушь, которая скрыла бы черную сторону строительства коммунизма в отдельно взятой стране, открыв людям только светлую часть – ту, о которой все мечтали – будущую счастливую жизнь. Таким образом, соцреализм стал способом пропаганды советского образа жизни, его поддержкой и основой. Масляная живопись, так же как литература, кино и театр, должна была давать бодрый настрой строителям коммунизма, создавать картины величественного счастливого общества, возглавляемого руководителями партии большинства. Художники, которые не вписывались в эту концепцию, были отлучены от советской живописи, и могли заплатить за свою строптивость потерей средств к существованию. Многие живописцы, получившие прекрасное образование, были вынуждены работать в этом направлении. Реализм, как течение в искусстве, был известен и раньше – он показывал детальные подробности изображаемого объекта в том виде, в котором тот существовал. Социалистический реализм давал отражение объекта в том виде, в котором он мог бы существовать, если смотреть на него через особую призму, предлагаемую чиновниками от искусства. Однако советские художники смогли найти компромисс, который объединил соцреализм с импрессионизмом и романтизмом в масляной живописи. Смелый, широкий, энергичный мазок, бодрый, оптимистический настрой картин был из стана идеологов социализма, точность деталировки, композиция относились к реализму, а мимолетность мгновенья, теплота и яркость красок взята из импрессионизма. В этом сочетании чиновников устраивали первые два, а третье оставалось «за кадром», хотя сейчас нашими современниками ценится в основном именно оно – романтическое, лёгкое видение мгновенья, запечатлённое художником и переданное на суд зрителя. Советские художники не только создавали мужские и женские портреты партийных деятелей, сюжетные композиции на тему революции, борьбы и труда, но и передавали собственные ощущения от действительно грандиозных строек, изображая индустриальные и городские пейзажи. Милые сердцу сельские пейзажи наполнены теплотой и светом, рождая в душах зрителей ощущение детства. Пейзажи Крыма передавали радость отдыха, буйство южных красок. Волжские пейзажи отражали широту и величественность великой реки, словно зовущей зрителя в большой мир. Благодаря такому подходу советская живопись была насыщена оптимизмом и позитивом. Советские натюрморты не включали элементов, которые могли бы навеять грусть или тоску. То же касается и осенних пейзажей. В каждом из них царили активные краски, распространяющие ауру радости. Таким образом, социалистический реализм в советской живописи сыграл не только ограничивающую роль, но и позитивную – он способствовал появлению замечательных, одухотворенных работ, которые интересуют коллекционеров и собирателей картин во всем мире. Если Вы планируете приобрести картину в подарок, то на сайте "Советская живопись" Вашему вниманию предлагается виртуальная галерея и каталог картин работ советских художников. На сайте вы можете купить картины, созданные советскими художниками, представленными в каталоге картин. Для этого только стоит заполнить бланк заказа, договориться о способе оплаты, и получить картину с доставкой на дом. Марина Калабухова |